6 ноября 1856 года скончался фельдмаршал, главнокомандующий отдельным кавалерийским корпусом, наместник Кавказский, Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор, член Государственного Совета, командующий Военно-Каспийской флотилией и шеф Нарвского и своего имени Егерский полков светлейший князь Михаил Семенович Воронцов.
Эта утрата вызвала глубокую скорбь во всей Российской империи и особенно в Одессе, в городе, который в воронцовскую эпоху достиг высшего экономического и культурного расцвета. Воронцов с большими почестями был похоронен в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. На его уход отреагировали представители всех конфессий, ибо Михаил Семенович был образом веротерпимости, уважения к национальным традициям и обычаям разных народов. Но в первую очередь он был благочестивым христианином. Воронцов принимал участие в возведении многих православных храмов, но особое внимание уделял одесскому Спасо-Преображенскому собору. По его инициативе на строительство каменной колокольни была выделена крупная сумма из городского бюджета. А, кроме того, на протяжении десятилетий Воронцовы жертвовали на строительство и благоустройство главного храма Одессы большие средства. Крупная личность многогранна. Грани личности Михаила Семеновича настолько разнообразны и ярки, что остается только восхищаться тем, как они органично сочетались в одном человеке. Великом человеке.
Сын Отечества
Он был героем нескольких войн, мудрым политиком, поистине гениальным руководителем освоения огромного причерноморского края, миротворцем, высоким интеллектуалом.
В Одессу Воронцов приехал после многолетней опалы. Человек умеренно либеральных взглядов, он был демократичен в общении с низшими чинами в период Отечественной войны 1812 года и в последующие годы, когда русская армия, пройдя через всю Европу, оказалась в Париже. Храбрый воин, он проявлял уважение к мирному населению. Будучи командиром экспедиционного корпуса во Франции, Воронцов оплатил из собственных средств карточные долги всех своих офицеров. Возможно, этот факт не столь значим на фоне его крупных воинских подвигов, зато он ярко свидетельствует о том, насколько важным было для Михаила Семеновича понятие чести. И не только своей, но и русской армии в целом. Он считал необходимым ликвидировать крепостное право, что обусловило неприязнь к нему со стороны крупных помещиков и многих государственных чиновников.
Став генерал-губернатором Новороссии, Воронцов поднял экономику края на недосягаемую высоту. Сельское хозяйство получило мощный импульс к развитию, а торговля хлебом способствовала притоку огромных средств - прежде всего в Одессу. Пристальное внимание Воронцов уделял развитию науки, просвещению и культуре. Он стал основателем одной из первых газет на Юге Российской империи - «Одесского вестника», при нем в Одессе открылась вторая в России после Санкт-Петербурга Городская публичная библиотека, было налажено книгоиздание, в том числе - на украинском языке, на новый уровень было поднято образование. Воронцов проявлял заботу об «иноверцах»: татарах, евреях, караимах...
М.С. Воронцов был крупным библиофилом. Широта его читательских интересов огромна. Сегодня Воронцовский фонд - одна из жемчужин научной библиотеки Одесского национального университета имени И.И. Мечникова.
Увы, в советское время о Михаиле Воронцове основная масса людей судила лишь по пушкинской эпиграмме, а в популярное исторической литературе его выставляли как царского сатрапа, реакционера, душителя свободы. Как отвратительно это выглядит хотя бы на фоне одного события из его жизни. Когда после восстания декабристов, взгляды которых Михаил Семенович не разделял, Воронцов был вызван в столицу для дачи свидетельских показаний, он демонстративно избежал этого, формально сославшись на нездоровье. Многим тогда была известная его фраза: «Товарищей по оружию не предаю!» - ведь многие из декабристов были его сослуживцами.
Образ Воронцова как государственного деятеля, воина, просвещенного руководителя создан в произведения Василия Жуковского, Николая Лескова, Льва Толстого. Они по-разному пишут о нем, но в любом случае - с большим уважением к этой экстраординарной личности.
Памятник на века
Воздвигнуть памятник Воронцову в Одессе сразу после кончины Михаила Семеновича предложил на экстраординарном собрании Императорского общества сельского хозяйства Южной России его вице-президент граф М.Д. Толстой. Предложение было единогласно принято и вскоре одобрено императором Александром ІІ. Кстати, Александр был первым, кто внес в фонд строительства памятника три тысячи рублей из собственных средств. Множество одесситов приняло участие в сооружении монумента. Ими первоначально было собрано 37 тысяч рублей, причем взносы были от нескольких тысяч до нескольких рублей. Пожертвования поступали и в процессе изготовления памятника. В Одесской государственной научной библиотеке имени М. Горького можно ознакомиться с изданным «Отчетом о приходе и расходе сумм по сооружению памятника светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову». Из него видно, что пожертвования поступали из всех уголков Российской империи.
Проект памятника был заказан мюнхенскому скульптору Фридриху Бруггеру. Несколько слов об этом мастере. Он родился в 1815 году в Мюнхене, учился несколько лет в Мюнхеновской академии художеств. С 1841 по 1843 год Бруггер жил в Италии, в Риме. Здесь им были созданы скульптура «Молодой Тезей, обрадованный находкой отцовского меча» и барельеф «Одиссей у Калипсо», которые стали яркими свидетельствами незаурядности дарования их автора. Бруггеру также принадлежит статуя «Бавария в колеснице, запряженной лошадью» на Триумфальных воротах в Мюнхене и надгробный памятник историку Иоганну фон Миллеру в Касселе. Творчество Бруггера было известно во многих странах Европы, в том числе и в России. Поэтому дорогостоящий заказ памятника М.С.Воронцову, который был сделан именно этому мастеру, - еще одно свидетельство огромного уважения и искренней любви одесситов к почившему генерал-губернатору. Кстати, в 1863 году город приобрел у Фридриха Бруггера статую «Пенелопа» для подарка императрице. Мастер принимал участие в работах по установлению памятника Воронцову на Соборной площади, присутствовал на его открытии.
Но вернемся к тому времени, когда идея создания монумента только обсуждалась. По предложению членов общества сельского хозяйства он должен был состоять из пьедестала, бронзовой статуи и трех барельефов, изображающих битву по Краоном, взятие Варны и сельское хозяйство и торговлю, которые бурно развивались под покровительством Воронцова. Надпись на памятнике должна была гласить: «Светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову благодарные соотечественники. 1863 г.». Все бронзовые части были заказаны в Германии, где работы велись под наблюдением русского посланника в Мюнхене тайного советника Северина. Статую Бруггер выполнял, ориентируясь на известный портрет Воронцова работы прусского художника Франца Крюгера. Он написал портрет Воронцова в 1853 году. Это самое позднее по времени изображение светлейшего князя. Современники отмечали поразительное сходство, которого добился скульптор. Один из них писал: «Вы узнаете... знакомое вам лицо князя, всегда спокойное, доброе ласковое, но вместе с тем лицо, которое постоянно было осеняемо светло мыслью, думою - что-нибудь сделать на пользу ближнего».
Трудности возникли с пьедесталом. Решено было изготовить его из твердой породы, добываемой в Крыму. Исполнить пьедестал взялся севастопольский купец первой гильдии П.А. Телятников, но при этом поставил одно условия: поручить ему это дело не как подрядчику, а как члену комитета. Более того, когда суммы, выделенной комитетом на добычу и обработку камня оказалось недостаточно, Телятников предложил восполнить дефицит из своих собственных средств. 11 глыб для сооружения пьедестала были взяты из Артека, имения тайного советника Потемкина, близ Аю-Дага. Наименьшая из них была весом в 200 пудов. Транспортировка их оказалась делом еще более трудным, чем добыча. Три месяца каменные глыбы перетаскивали к морскому побережью для погрузки на судно. Для того чтобы проложить дорогу, взрывали скалы, забрасывали камнями и деревьями овраги. Постоянно этим делом занималось до 70 человек, а иногда, на особ трудных участках пути, число рабочих удваивалось.
Постоянная зыбь у южных берегов Крыма задерживала погрузку камней на баржу. Необходимо было дождаться штилевых дней.
Глыбы нельзя было грузить в трюм. В связи с этим судно на пути в Одессу подвергалось большой опасности, тем более, что в период морского перехода неожиданно налетел сильный ветер. И все же, буксируемая больших пароходом «Александр», нанятым у Российского общества пароходства и торговли, баржа благополучно прибыла в Одесский порт. Огромных усилий стоила доставка каменных глыб на Соборную площадь. Но дело было сделано. И сделано с любовью.
9 ноября 1863 года, при большом стечении народа памятник Михаилу Воронцову был открыт. Это событие подробно описано в газете «Одесский вестник». Состоялся молебен. Произносились речи. Гремел салют. Памятник сразу «прижился», быстро стал достопримечательностью Одессы, помнившей деяния Воронцова.
Забвению не подлежит
Однако через семьдесят лет настали времена другие. Страшные. Спасо-Преображенский собор был приговорен к уничтожению. Начали с интерьера. Красноармейцы разбили мраморную плиту, взломали крышку гроба, в котором находился прах Воронцова. Та же участь постигал усыпальницу Елизаветы Ксаверьевны...
Перезахоронил Воронцовых на Слободском кладбище шофер Никифор Яровой. Тайно. За этот благородный поступок Яровой заплатил жизнью: его расстреляли.
После разрушения собора взялись за памятник. Сначала сбили надпись и заменили ее пушкинской эпиграммой:
«Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец».
Этого показалось мало. Памятник, как и монумент Екатерине ІІ, решили снести. Пригнали гусеничный трактор, на статую набросили мощную железную цепь. Трактор тронулся, цепь натянулась и... разорвалась. А Воронцов, красивый, мудрый, гордый, остался стоять на пьедестале.
Устоял...
В конце восьмидесятых годов ХХ столетия Воронцов стал «возвращаться» таким, каким был на самом деле: крупной исторической личностью, вклад которого в развитие государства в целом и Одессы, в частности, неоценим. Появились первые книги о нем. Почетное место среди них принадлежит роману нашего земляка Алексея Сурилова «Фельдмаршал Воронцов».
Изменила облик Соборная площадь. Возродился Спасо-Преображенский собор, прихожанином которого были Михаил Воронцов и его благочестивая супруга. Скоро прах светлейшего князя и прах Елизаветы Ксаверьевны вернутся под своды этого храма, и современная Одесса тем самым сполна отдаст должное тому, кому стольким обязана. Это благородный акт восстановления справедливости, попранной ранее, который найдет благодарный отклик в сердце каждого одессита.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров