27 июля 1941 года обороняющуюся Одессу всколыхнули страшные слухи — тысячи одесситов, вчера еще считавшихся счастливчиками, доставшими посадочный талон на пароход «Ленин» — самый комфортабельный пароход пароходства, вдруг стали считать «пропавшими без вести».
Шла война, никаких официальных сообщений не было. Были только слухи. А за распространение панических слухов по законам военного времени можно было получить пулю от патруля в ближайшей подворотне — без суда и следствия. Люди оставались в неведении и ждали...
Как свидетельствуют очевидцы, после первых слухов о гибели парохода «Ленин», число желающих эвакуироваться из Одессы резко упало. Тем более, что уже в августе в порт стали прибывать корабли Черноморского флота, транспорты с пополнением и снарядами. Фронт под Одессой стабилизировался, и одесситы восприняли это так, что город с ходу противнику не сдадут, предстоит длительная оборона.
Вскоре после ухода войск Одесского оборонительного района из Одессы (с 15 на 16 октября 1941 года) и ее оккупации, спустя некоторое время в городе появились первые свидетели катастрофы на пароходе «Ленин». Дело в том, что после боев в районе Мариуполя, многие мобилизованные, спасшиеся с парохода «Ленин», попали в немецкий плен и были отпущены (!) как призванные на территории союзного государства — Румынии.
Напомним, что Гитлер и Антонеску заранее договорились о передаче части Одесской области и города Одессы в состав боярской Румынии. Вернувшиеся принесли с собой ужасную правду — вместе с пароходом утонули почти все женщины и дети. Среди спасшихся, в основном, сильные и умеющие хорошо плавать мужчины — из мобилизованных и членов экипажа, профессиональных моряков. Слухи подкрепляли злорадные сообщения в газетах, описывавшие подробности коварства большевиков, бросивших на собственные мины своих граждан и пароход с «великим именем вождя».
С первых же дней после освобождения города, в апреле 1944 года, уцелевшие после оккупации родственники «ушедших в вечность» на пароходе «Ленин» начали направлять в различные советские инстанции запросы о судьбе его пассажиров. Власти продолжали молчать. Ответов на запросы о гражданских лицах, как правило, вообще не приходило. На запросы в военкоматы о судьбах военнослужащих, призванных в 1941 году и погибших на пароходе, направляли «обтекаемые» официальные ответы — «пропал без вести в 1944 году». При этом проблемы с получением пенсии нетрудоспособным родственникам «за потерю кормильца» решались без каких-либо дальнейших объяснений. Родственники продолжали искать, запрашивать, но в ответ следовали лишь стандартные отписки.
И только после 2000 года статьи в средствах массовой информации (газеты «Моряк», «Вечерняя Одесса», «Ор Самеах» и др.), а также личные поиски авторов данной статьи в архивах, частных коллекциях и т. д. вызвал поток писем и телефонных звонков, позволяющих установить многие подробности последнего рейса парохода «Ленин».
Гибель парохода «Ленин» — одна из самых крупномасштабных морских катастроф XX века (с этой трагедией может сравниться разве что гибель санитарного судна «Армения» в ноябре 1941 года).
Тогда, в 1941 году, по горячим следам быстро нашли «крайнего». Им оказался молоденький лоцман И.И. Свистун, который по решению военного трибунала был тут же расстрелян (в середине 80-х годов — реабилитирован). Таким образом, умолчали о фактических виновниках трагедии — командовании Черноморского флота и др.
К настоящему времени удалось установить около тысячи фамилий и прочие данные о погибших и спасенных (из около 5000 погибших на пароходе «Ленин») граждан Одессы и Одесской области.
Поиски продолжаются.Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров