Одесситам приходится часто проходить по Софийскому переулку мимо открытых ворот дома № 3. В конце XIX-го - начале ХХ веков здесь была скульптурная мастерская Бориса Эдуардса.
Здесь он жил, во дворе дома работали скульпторы, камнерезчики, литейщики, кузнецы. Здесь находились, как он рекламировал, «Ателье художественной и промышленной скульптуры и бронзово-литейный завод».
В одной из публикаций Анатолий Дроздовский приводит выдержку из статьи Льва Славина «Одесские гасконцы» (1929 год), который с присущим ему одесским юмором писал: «Самый большой памятник в Одессе – фельдмаршал Суворов, помещающийся во дворе жилтоварищества №7 по Софиевскому переулку. Гигантский конь скачет, распустив по ветру бронзовый хвост, что представляет немалое удобство для домашних хозяек просушивать на хвосте бельё. Безумное лицо фельдмаршала задрано к небесам, в огромных глазищах ласточки вьют гнездо, древко победоносного знамени украшено отличной радиоантенной… Он причиняет немало огорчений домоуправлению, ибо не поддаётся никаким законам об уплате жилплощади. Не платит, да и только».
Речь шла о памятнике Суворову, который в Одессе стоял перед входом в Археологический музей, а ныне находится в Измаиле.
Сказать, что дом Эдуардса и двор ныне находятся в запущенном состоянии, значит, ничего не сказать.
Еще одна выдержка из статьи: «Мастерская скульптора – большой серый сарай с обильным верхнее-боковым светом, весь он был заставлен изваяниями – маленькими и большими, покрытыми и раскутанными, бутафорскими аксессуарами, книгами, рисунками и т.п.».
Лев Славин описывает внешний вид художника, встретившего его в мастерской – в бархатном вестоне с повязанным шёлковым шарфом.
Зайдя в рядом расположенную Художественную галерею, можно увидеть портрет Бориса Эдуардса работы Тита Дворникова.
Эдуардс на нём изображен точно в описанном одеянии – в бархатном вестоне с повязанным шелковом шарфом. Следует не забыть обязательно посмотреть эдуардсовский шедевр - портретный бюст «Шурка», мальчишки в бумажной треуголке. А, гуляя по городу, можно увидеть ещё одну работу скульптора – бюст Александра Бернардацци, установленный в нише у главного входа в Филармонию.
Бывшая мастерская Эдуардса ныне перегожена на три части.
Спрашиваю: «Хоть что-то осталось от Эдуардса?» Отвечают: «Ничего. Даже в Художественном училище им. Грекова нет ничего». Повреждённая эмалированная табличка «Входъ постороннимъ лицамъ строго воспрещёнъ» на двери в бывшую мастерскую скульптора и один пилястр, который условно считается творением мастера, – вот всё, что сегодня может напоминать о Борисе Эдуардсе.
По материалам статьи Александра Маниовича, 2007 год
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров