
Во время последней Первой мировой войны, 21 марта 1915 года, в ночь на Страстную субботу, отряд турецких военных кораблей, очевидно под командованием немцев, скрытно подошел к Одессе.
Чтобы не обнаружить своего присутствия корабли шли не обычным путем, а вдали от берега и имели намерение устроить русским предпраздничный сюрприз - в Страстную субботу накануне праздника Пасхи бомбардировать Одессу.
Турецкие корабли двигались через песчаные отмели, нанесенные Днепром. В бинокль неприятель уже видел Одессу, когда в восемь часов утра Страстной субботы 21 марта головной турецкий корабль - крейсер «Меджидие» левым бортом своего носа наскочил на мину, которой здесь не ожидал. К счастью для экипажа, это произошло на вдающейся в море банке, где глубина составляла всего 10,5 метров. Поэтому крейсер сразу не затонул, а только сел носом на грунт, в то время как корма корабля еще несколько часов оставалась на поверхности воды. Это дало возможность турецким миноносцам спасти уцелевший экипаж «Меджидие», снять секретные документы, кассу и т.п.
Однако, погибло тридцать моряков, находившихся в носовой части крейсера (в том числе, в носовом машинном отделении), которые не сумели выскочить наверх, так как через полученную от взрыва мины пробоину хлынула вода. Турецкий экипаж пытался спасти свой корабль, о чем впоследствии можно было судить по пластырям, оставленным на верхней палубе, а также найденным на дне моря, но спасти «Меджидие» не удалось.
Времени находиться далее в неприятельских водах, не подвергая опасности свои миноносцы, у турок не оставалось. Чтобы «Меджидие» легко не достался русским, около четырех часов дня он был полностью потоплен торпедой, выпущенной одним из миноносцев, - торпеда попала в правый борт крейсера под кормовой надстройкой и проделала пробоину размерами 8,5х7,25 метров. Вода затопила крейсер, который сел на грунт почти прямо, причем главная палуба оказалась на глубине 1,5 метра, а борта доходили почти до поверхности воды. Надстройки же, мачты, трубы, вентиляторы, а частично - и орудия выступали из воды, и их было видно издалека.
Именно по этой причине одной из первых работ стал демонтаж трех труб крейсера и девяти вентиляторов, чтобы по возможности уменьшить силуэт «Меджидие» и, таким образом, устранить опасность для работающих на нем в случае появления неприятельских кораблей. Турки наверняка хотели бы помешать спасательным работам, а без труб и вентиляторов затопленный «Меджидие» уже не давал возможности издалека определить место их проведения. Во всяком случае, в течение двух месяцев работ на «Меджидие» командование Морской обороны Одессы трижды по радио приказывало спасателям оставить место работ и спешно возвращаться в порт.
Уже через несколько дней после потопления «Меджидие» приступили к подготовительным работам, чтобы поднять турецкий крейсер как военный трофей, который как-никак являлся боевым кораблем.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров