31 августа 1963 года ушёл из жизни уроженец Одессы, зодчий новой эпохи Михаил Адольфович Минкус.
Михаил Адольфович Минкус родился 25 октября 1905 года в Одессе в семье известного архитектора Адольфа Борисовича Минкуса, много строившего в Одессе, Киеве, Харькове, Николаеве, Херсоне, участвовавшего в различных престижных творческих конкурсах.
По проектам Адольфа Борисовича возводились Азовско-Донской коммерческий банк на Ришельевской, трамвайное депо на Водопроводной улице и знаменитая трамвайная станция на Греческой площади.
В консервном институте (ныне Академия холода) на Дворянской, построенном по его проекту, преподавал старший сын Борис - академик, профессор, крупный ученый в области холодильной техники.
С самого раннего возраста, будущий зодчий пытался пробраться архитектурную мастерскую отца, где шла интенсивная творческая работа. Маленькому Мише нравилось наблюдать за работой отца, рассматривать архитектурные альбомы, книги, жадно впитывая всё то, что видел и слышал кругом. С рождения впитывая знания он очень рано овладел основными архитектурными навыками и будучи пятнадцатилетним подростком, помогал, а иногда и критиковал отца. Особенно это было явно в их совместных работах. Михаил был очень ответственным ребенком, получил прекрасное домашнее образование и никогда не сидел без дела. Он любил рисовать, мастерить из дерева модели кораблей, римских катапульт, подъемных мостов, составлять каталог книг домашней библиотеки. Каждый раз, берясь за какое-то дело, он составлял план своих действий, представлял цель, решение задачи, создавал эскиз (это осталось с ним на всю жизнь). Любое начатое дело он, непременно, доводил до конца.
Одесса - прекрасный город, оказала сильное воздействие на юного Минкуса. Ее архитектура, улицы и площади которой стали для него первым музеем зодчества и ваяния, пленившего своей ясностью и величественностью русского ампира. В 1915 году Миша поступил в 1-е Реальное училище, где проучился четыре года, до его закрытия. Среднее образование он получил в Стройпрофшколе (где учился и основатель практической космонавтики С.П.Королёв) в 1923 году. Поступив в Одесский институт изобразительных искусств будущий зодчий стал тщательно изучать архитектуру старой Одессы. В тот период, одним из его любимых занятий была зарисовка одесских пейзажей - старых двориков, зданий, живописных уголков. Несомненно, старая Одесса, со своими неповторимыми двориками, застеклёнными и открытыми галереями, переплетениями деревянных и металлических ажурных лестниц, ломаными крышами домов - любимая тема в творчестве многих художников и архитекторов на протяжении всего времени. Пережившая революцию и многочисленные смены власти, Одесса к началу 1920 годов представляла собой жалкое зрелище и совсем не была похожа на тот прекрасный. Безупречный европейский город, каким его видели художники конца прошлого столетия. Заброшенные и разворованные дворцы, особняки, покинутые владельцами, административные здания, полуразрушенные немые корпуса заводов и фабрик, осквернённые храмы... Михаил Минкус прекрасно понимал, что скоро Одесса изменится и торопился обмерить, зафиксировать и зарисовать ее на бумаге. Среди них такие замечательные образцы одесского ампира как Старая биржа, 5-я оборонительная казарма по Пишоновской улице, ансамбль Старого базара. Он даже выполнил проекты реконструкции наиболее ценных объектов.
Некоторые их них действительно были осуществлены в дальнейшем, например, ансамбль Приморского бульвара, включающий в себя комплекс Воронцовского дворца, Бульварную лестницу (ныне - Потёмкинская) и здание Старой биржи (нынешняя мэрия), а также стены бывшего Карантина в Александровском парке (ныне - парк им.Шевченко).
Очень важна его работа по обмеру и зарисовкам на 40 листах ансамбля Старого базара (1922 г). На квадратной площади, начинающейся с Успенской и заканчивая Большой Арнаутской, стояло пять павильонов. Пятый павильон, сооруженный по проекту архитектора Торричелли (1830 год), был расположен в центре площади и завершался башней с часами.
В 1922 году на месте Старого базара городские власти решили разбить сквер. Площадь расчищалась, строения сносились. Молодой Михаил целыми днями находился на площади, обмеряя, зарисовывая и фиксируя стадии разборки каменных павильонов. Отдельные фрагменты и камни он приносил в музей «Старой Одессы» на хранение. Так как на площади Старого базара еще долгое время стояла одинокая часовая башня, в 1937 году Минкус по собственной инициативе сделал проект нового архитектурного решения площади, сохранив в ее центре эту башню. Но, к сожалению, его проект не был реализован, а башню снесли.
В 1923-1924 годах Минкус осуществляет свой первый самостоятельный проект - подпорная стена с воротами под Воронцовским дворцом, созданная в стиле классицизма. Множество других объектов, зарисованных Михаилом, претерпев значительные изменения при неоднократных перестройках и реконструкциях, также дожили до наших дней. Это здания Александровского и Бульварного полицейских участков, некоторые жилые дома. Бывшая дача Лигиной на 16-й станции Большого Фонтана превратилась в кинотеатр «Золотой берег», к сожалению, канувший в вечность под напором многоэтажной коммерческой застройки.
Так и остался на бумаге проект реконструкции ансамбля Старого базара. Уже сравнительно недавно были уничтожены торговые ряды на Греческой площади и рыбные ряды на Ново-Рыбной улице, лавки на Привозной площади. Ворота Старого Христианского кладбища и памятники на нём, а также памятники на Старом Еврейском кладбище, сохранились до сегодняшнего дня только в рисунках и обмерах М.Минкуса.
Минкус не хотел останавливаться на достигнутом - с 1925 года его дальнейшие учёба и работа были связаны сначала с Ленинградом, где он закончил архитектурный факультет Академии художеств, а с 1930 года - с Москвой. Первой работой в Москве был проект «театра массового музыкального действа» в Харькове, с то время он был столицей Украины. Сейчас он воспринимается с интересом, а тогда это был смелый эксперимент.
С первых дней Великой Отечественной войны Михаил Адольфович был мобилизован и направлен в Военно-инженерную академию им. В.В.Куйбышева на курсы усовершенствования командного состава после окончания которых получил направление в часть. Сначала он работал на строительстве оборонительных рубежей к северо-востоку от Москвы, затем - в западном направлении.
Минкус командовал саперным подразделением, которое находилось в особенно тяжёлых условиях. В жестокую зиму 1943-1944 годов, непрерывно продвигаясь вперёд, на Запад, по белорусским лесам и болотам, Минкус бережно сохранял папку для зарисовок. Протестом против вандализма фашистов, уничтожающих художественные ценности нашей культуры, звучали его обмеры и зарисовки разрушенных древних русских городов, руины неповторимых памятников старины.
Очень насыщенными были годы после войны для Минкуса. Необходимо было застроить и реконструировать Таганскую площадь, станцию метро «Проспект мира», сквер на Пушкинской площади и еще очень много проектов. С удовольствием архитектор разрабатывал эскизы для «мелочей»: ворота, скамеечки, фонари, фонтаны, решетки для мостов и парков, вазы. У каждой работы продумывался даже самый маленький фрагмент и все получалось великолепно.
В 1946 году Михаил Адольфович принялся за работу над проектом по реконструкции Смоленской площади и сооружению Министерства иностранных дел СССР. Оно должно было стать первым высотным (27 этажей) зданием в стране. Необходимо было решить множество сложных задач, в том числе и сохранить традицию русской архитектуры. Как потом признавался архитектор, образом ему послужил комплекс Ивана Великого, Московский Кремль. Задача также осложнялась тем, что время было послевоенное и строительство полностью ложилось на отечественную материальную и индустриальную базу, ещё не вполне восстановленную. С задачей Минкус справился, за что и получил Государственную премию СССР 1-й степени.
В расцвете сил, 31 августа 1963 года, Минкус ушёл из жизни. Внезапная смерть настигла его в городе Турку во время поездки группы советских архитекторов по Финляндии. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.
Михаил Адольфович был от природы чрезвычайно одаренный и талантливый человек, он прошел путь, который неоднократно повторяли многие отмеченные Богом, одесситы, выдающиеся писатели и художники, музыканты и артисты - переезд и учеба в Ленинграде, с последующим переездом и работой в Москве и с заслуженным всесоюзным и международным его признанием. А начиналось всё, как и у многих, - в Одессе... не зря Минкус всегда считал, что одесский период оставил в его дальнейшем образовании и жизни глубокий след, так как именно в эти годы были заложены основы его понимания архитектуры как искусства, а также мастерства и профессионализма.
Михаил Минкус вошёл в историю советской архитектуры как выдающийся советский архитектор, скульптор-монументалист, график, историк, автор многих извест-ных грандиозных проектов и сооружений эпохи социалистического строительства. Его творческое наследие- рисунки, акварели, обмеры, фотоснимки архитектурных объектов старой Одессы, которые могут служить ценнейшим материалом для изучения или воссоздания историко-архитектурных памятников - хранится в Одесском историко-краеведческом музее, в Государственном музее архитектуры имени Щусева в Москве, других собраниях и ждёт своих заинтересованных и благодарных исследователей.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров