Я был далек от политики, но нужно иметь каменное сердце, чтобы в теперешнее время не внести в свою долю в общее дело воскресения из мертвых многострадальной родины.
В частности, в Одессе с ее космополитическим населением, в лучшем случае безразлично относящимся к русскому позору, как-то особенно остро сознается, что этого воскресения не может последовать без колоссальной работы по разбуждению и укреплению национального самосознания.
В этих целях и образовалась «Русская Лига». Ее состав - местные интеллигенты разных оттенков, начиная от С.Р.-ов патриотов и кончая кадетствующими, беспартийными, вроде Вашего покорного слуги, кое-кого из заезжих литераторов, вроде Алексея Н. Толстого и т. п. О характере и о задачах Лиги не буду говорить, прилагаю маленький проспектик.
Естественным образом Русская Лига на Юге России не могла не поставить в первую голову так называемого Украинского вопроса. Мы выработали при участии местных профессоров историков Бицилли и Флоровского, меморандум. Один экземпляр передать Вам любезно согласился Киевский французский консул Энно: он настроен очень в интересах России. Из этого меморандума явствует, что украинский вопрос для нас, русских, совершенно тождественен, скажем, с «Провансальским» вопросом, т. е., естественно, отсутствует, а искусственно может быть раздут в нечто как будто серьезное. Его раздули:
1) немцы, австрийцы;
2) местные маленькие люди, обращающиеся из мелких сошек в министры, посланники;
3) галичане, и то не полностью: как раз сейчас в Одессе есть группа Галичан, открыто заявляющая о своей русской природе; субсидий теперь нет, так что это - искренно, для которых развитие диалекта до языка и маленькой группы до нации являлось условием сопротивления по адресу Поляков.
Ловко выбросившие лозунг борьбы против Гетмана и помещиков, австрийским кнутом расправляющихся с ограбившими их крестьянами, Петлюра и К°, создали подобие «республиканско-национального движения». За одно была прихвачена и Добровольческая Армия с ее «реставрационными» тенденциями. Последнее тем более было легко сделать, что еврейская печать и еврействующая партия трубили направо и налево об этой «реставрационности». Но мираж оказался быстро рассеянным. Дело, конечно, кончилось большевизмом чистой воды, страшнейшими еврейскими погромами, например, в одном лишь Проскурове до 6.000 человек избиением несчастного офицерства, - так под Одессой только было расстреляно и изуродовано 32, плененных во время изгнания Петлюровцев из нашего города. Теперь мираж рассеялся. Мы думали, что с помощью союзников на Юге России начнет возрождаться русская военная сила для борьбы с большевизмом, какими бы лозунгами он ни прикрывался.
Но, увы, совершилось и совершается нечто невообразимое... Если не с самим Петлюрой, - он уже слишком неприемлем, - то с его соратниками ведутся переговоры, их хотят снабдить оружием.
А добровольцы... Они, эта светлая частица нашей помутненной, изуродованной совести - где-то в тени. Они, как часть Союзной Армии, должны были бы шагать с ней нога в ногу; они оставлены, полузабыты, - вместо того, чтобы быть поставленными в пример всей русской нации за верность договорам. Кошмар, моральный ужас, а может быть, не сегодня-завтра и ужас пришествия большевиков, ибо они, как лавина, «восстанавливают» единство России». Какая ирония...
Жить в Одессе становится почти невыносимо: нет света, трамвая, нет топлива, нет хлеба (8 руб. фунт), водопровод чуть-чуть действует. Ведется какая-то ужасная, негласная война между левыми и правыми террористами. На одной стороне, например, убит известный член союза русского народа Родзевич, а в ответ, на другой стороне, вывезено за город 11 человек и расстреляны -по-видимому, большевистские агенты. Полиция, или как они теперь называется по-украински «Вахта», ведет беспощадное истребление бандитов-налетчиков. Вообще, живем вот как, - пишу, чтобы эти слова услышали все французские матери, те матери, чьи дети победили немцев с помощью 10 миллионов убитых, раненных, плененных русских, - жена мне говорит: нужно обязательно наготове иметь цианистый калий, отравить в нужную минуту себя и детей. Если такой порядок собираются освятить союзники, то, как не посыпать главу пеплом, не произнести страшного слова о конце России...
Простите за длинное, не очень связное письмо, но Вы - один из тех, к голосу коих прислушивается европейское мнение, одно из тех русских патриотических сердец, что найдет отклик на наше мало кому нужные ламентации. Как русские на Украине мы надеемся, что Вы в Ваших усилиях общерусских не забудете и об интересах Юга России, а этот Юг был, есть и хочет быть русским. Удивительно, как в общем крепка оказалась эта русская, культурно-историческая спайка и какое насилие было бы ее разрушить... Говорили по-русски, и говорим, писали, печатали по-русски - и продолжаем. Газета, театр, книга, митинг, торговля - все, что осталось неизменно русским. И это огромное удовлетворение среди теперешних, будем верить, все же преходящих, испытаний.
А. П. Кузнецов.
Источник: Ру.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров