
Суда Черноморского морского пароходства подвергались нападениям пиратов – об этом
свидетельствуют материалы Государственного архива Одесской области.
После обретения независимости Кубы в 1960—1970 годах активно действовали эмигрантские террористические организации «Альфа-66», «Эль Падер Кубана», «Омега-7» и другие, которые не только нападали на кубинские торговые суда и военные корабли, но и торговые суда других государств, заходившие в порты Кубы, в частности СССР, который оказывал помощь Кубе.
Так, во время стоянки в порту Сан Хуан (Пуэрто-Рико) летом 1975 года на пассажирский турбоход «Максим Горький» Черноморского морского пароходства, который был зафрахтован американской судоходной компанией и работал по классу «люкс» на американском круизном рынке, члены организации «Альфа-66» совершили нападение. В результате взрыва брошенной на борт гранаты ранения получили двое матросов из состава команды лайнера.
Во время очередного рейса в ночь на 1 ноября 1975 года при стоянке в том же порту лайнер был подорван двумя минами, прикрепленными террористами ко дну в кормовой части, вследствие чего судну были нанесены существенные повреждения, и оно вынуждено было стать на ремонт.
Всего за период с 1968 года по 1976 год пострадали 4 советских судна. Одно из них — сухогруз «Львов» — 28 марта 1975 года террористы потопили с применением взрывных устройств. А 16 сентября 1976 года в результате взрыва были нанесены существенные повреждения советскому сухогрузу «Иван Степанков».
В 1970-х годах в Африке значительное количество бывших колоний обрели независимость. Однако новые политические режимы не устраивали определенные слои общества, которые, объединяясь в антиправительственные организации, вели против них террористическую деятельность, в частности на море.
В результате этих действий получили повреждения и несколько советских судов: в 1982 г. — «Модест Иванов», в 6 утра 6 июня 1986 года - «Капитан Вислобоков», «Капитан Чирков», которые доставили около 20 тысяч тонн оружия и боеприпасов для ангольской армии. На «Капитане Вислобокове» было затоплено машинное отделение и четыре трюма, а на «Капитане Чиркове» — два трюма, машинное отделение и туннель гребного вала.
Морской государственный терроризм как новейшая форма насилия на море начал активно развиваться после Второй мировой войны. В 1949-1954 годах разбойные действия в отношении гражданских судов осуществляли корабли гоминьдановского правительства диктатора Чан Кай Ши, который захватил власть на острове Тайвань. Всего было зарегистрировано 110 нападений чанкайшистов на иностранные торговые суда.
В июне 1954 года в районе о. Тайвань был захвачен советский танкер «Туапсе», направлявшийся к берегам КНР с грузом 14 тыс. тонн керосина. 49 членов экипажа попали в плен, их подвергали пыткам.
В 1964—1972 годах во время так называемой «культурной революции» китайские ВМС захватывали иностранные суда, выдвигая затем территориальные и другие политические претензии к государствам-судовладельцам. Неоднократно подвергались нападениям китайских военных кораблей и задерживались властями советские гражданские суда «Загорск», «Камчатка-лес», «Комсомолец Украины», «Свирск», «Туркестан». С членами экипажей террористы обращались очень грубо.
Впрочем, наибольший размах государственный терроризм получил в течение так называемой «танкерной войны» во время противостояния Ирана с Ираком 1980—1988 годов. В этой войне международные соглашения игнорировались обеими воюющими сторонами, в результате чего были поставлены под угрозу судоходство и морская торговля с ближневосточными странами. В 1981 году Ирак впервые совершил нападение на нейтральные суда на переходе к портам Ирана. В период с августа 1982-го по март 1985 года были атакованы и повреждены более 20 судов различных типов.
В свою очередь, корабли ВМС Ирана вели крейсерские действия в Персидском и Оманском заливах, задерживали и проверяли суда, их груз, документы пассажиров и членов команд. В такие ситуации попадали и некоторые советские суда. Например,
2 сентября 1986 года в Персидском заливе иранским военным кораблем был захвачен теплоход «Петр Емцов» Черноморского морского пароходства. Экипаж был задержан и находился в плену двое суток.
Ко второй разновидности морского терроризма — экономической — принадлежит пиратство, которое, по сути, является самым древним преступлением международного характера на море. Неоднократно переживая периоды бурного расцвета и упадка, в конце 1960-х — начале 1970-х годов пиратство стало распространяться, выходить на новый качественный уровень, когда начало активно развиваться современное торговое мореплавание.
Если в 1960—1980-х годах сферами действия пиратов были преимущественно прибрежные воды стран Африки, Южной и Центральной Америки, а особенно — Юго-Восточной Азии, то в конце 1970-х — начале 1980-х годов активизировали свою преступную деятельность пиратские группировки в Малаккском и Сингапурском проливах, в индонезийских и филиппинских водах. В период с 1981-го по 1985 год в этих проливах было совершено 179 пиратских нападений на торговые суда, а с середины 1990-х годов начался стремительный рост их количества, достигнув максимума на рубеже веков — 463 в 2000 году.
В течение следующих пяти лет количество нападений несколько снизилось. Однако, начиная с 2006 года, их количество стало увеличиваться, и в то же время сместился центр пиратской активности — из Юго-Восточной Азии в район Сомали. Так, согласно отчету Центра мониторинга пиратских нападений (Piracy Reporting Centre — PRC) Международного морского бюро (International Maritime Bureau, ИМО) — ММБ, в 2006 году здесь совершено 239 нападений на суда в открытом море, в 2007-м — 263 нападения. В 2006 году были убиты или ранены пиратами 17 человек, в 2007-м — 64 человека. В 2008 г. сомалийские пираты захватили 39 судов, совершив 95 нападений в водах у восточного побережья Африки. В 2009 году сомалийские пираты совершили уже 217 нападений и захватили 47 судов и 1050 моряков.
В 2010 году в мире было зафиксировано 445 пиратских нападений (на 10% больше, чем в 2009 году), задержано 53 судна и 1181 член экипажей, 8 человек были убиты. В районе Сомали в 2010 году было совершено 92% всех осуществленных в мире пиратских атак и захвачено 49 судов и 1016 человек. К тому же в том же году пираты довольно активно действовали также у побережья Нигерии — 13 нападений на суда, 4 из них были обстреляны, против 2 предпринята попытка захвата. Несколько активизировались пираты в районе Южно-Китайского моря, где было зафиксировано 31 пиратское нападение.
По своим масштабам в 60—80-х годах ХХ века пиратские нападения были незначительными и редко наносили физический вред морякам. Пираты избегали убийств и захвата заложников — при нападениях на суда они вели себя как обычные воры. Обычно они изолировали членов экипажа и пассажиров в каютах, забирали драгоценности и исчезали. Неоднократно на рейдах портов Индии, Бангладеш, Шри-Ланки, Сингапура таким нападениям подверглись и отечественные суда.
Например, экипажу теплохода «Лениногорск» ЧМПнеоднократно приходилось во время рейсов в порты этих стран давать отпор морским грабителям (сентябрь — декабрь 1964 год). 19 апреля 1977 года в ночное время при стоянке на внешнем рейде порта Сингапур экипажтеплохода «Валентин Хуторской» отбил нападение малайских пиратов.
Серьезное внимание проблеме предупреждения пиратских нападений при прохождении Малаккского и Сингапурского проливов пришлось уделять командам теплоходов ЧМП «Мозырь» (январь — июнь 1976 год), «Капитан Леонтий Борисенко» (ноябрь 1986-го — февраль 1987 года), «Капитан Алексеев» (март — август 1987 года), «Механик Бардецкий» (сентябрь 1987 года — февраль 1988 года), «Задонск» (январь — июнь 1988 год) и других. После неудачных попыток морских воров проникнуть на борт экипажи судов несли в ночное время «вахту бдительности», особенно при проходе узких участков и во время стоянок на рейдах и в портах.
11 марта 1983 года против теплохода «Советские профсоюзы» ЧМП в районе залива Кач вблизи Бомбея была предпринята попытка пиратского нападения. В 16.30 к судну приблизился катер, с которого просигнализировали светом с требованием остановиться, а затем применяли огнестрельное оружие по корпусу теплохода. Однако благодаря профессиональным действиям капитана и команды попытка пиратов оказалась неудачной.
6 июля 1983 года в 23.30 в Сингапурском проливе на переходе из порта Шуайба на теплоход « КапитанСлипко» напала группа пиратов, похитивших часть судового имущества и совершивших неудачную попытку ограбления каюты капитана и кражи слитков судовой бронзы.
15 января 1987 на теплоход «Свобода» Черноморского морского пароходства в Малаккском проливе в 50 милях от Сингапура было совершено нападение. Группа пиратов в ночное время пробралась на ходу на борт судна с целью ограбления, но экипаж своими силами их нейтрализовал. Ночью 3 марта 1987 года на переходе из Сингапура во Вьетнам при нахождении в открытом море на теплоход «Слуцк» Черноморского пароходства было совершено нападение. Катер с пиратами подошел с кормы, трое из них ворвались на палубу с помощью веревочных лестниц с крюками. Бандиты ворвались в каюту старшего механика В. Макарова и, заблокировав выход, потребовали на ломаном английском языке денег и драгоценностей. После объявленной на судне тревоги члены экипажа, вооруженные аварийно-спасательными средствами, вытеснили нападавших с судна и принудили их к бегству. Вследствие ранения старшего механика, полученного во время схватки с пиратами, судно вынуждено было вернуться в Сингапур.
Как и ранее, сегодня пиратские и террористические нападения представляют серьезную опасность для судоходства. Вместе с тем, уже в 1970—1980-е годы капитаны и руководство Черноморского морского пароходства рекомендовали организовывать охрану судов на международном уровне, для чего предлагали иметь специальные подразделения охраны для плавания в опасных районах, что, исходя из сегодняшней ситуации, является чрезвычайно актуальным.
По материалам Валентины Деречиной, главного специалиста отдела НСА Госархива Одесской области («Вечерняя Одесса» №163—164, 1 ноября 2012 года).
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров