22 января 1873 года в Одессе родилсяизвестный живописец, гравер-офортист, литограф, страстный коллекционер антиквариата Иосиф Эммануилович Браз.
Человеку, имя которого сегодня, к великому сожалению, незаслуженно забыто, было уготовано свыше множество тяжелых испытаний: как истинно творческих, так и сугубо человеческих. Но вопреки трудностям и неудачам Иосифу Эммануиловичу удалось с достоинством преодолеть все превратности судьбы и оставить след в веках, запечатлев в своих живописных работах истинный дух времени.
Родился будущий мастер кисти в Одессе. Здесь же, на согретых солнцем песчаных берегах, прошли его детство и отрочество, состоялось первое знакомство с живописью в Одесской рисовальной школе, которой руководил в то время Кириак Костанди.
По окончании освоения азов художественного мастерства на родине молодой, подающий большие надежды живописец отправился на Запад, где и продолжил свое обучение сначала в Мюнхене, в живописной мастерской Шимана Холоши, затем - во Франции и Голландии. Учился юноша с большим рвением и упорством, что, собственно, и позволило ему весьма быстро накопить приличный багаж знаний и выработать свой собственный стиль. За довольно непродолжительный срок Иосифу Бразу удалось овладеть кистью настолько, что по приезде в Петербург для поступления в Академию художеств в мастерскую самого Ильи Репина он без труда осуществляет задуманное, а проучившись там лишь несколько месяцев, и вовсе начинает ощущать свое превосходство над остальными учениками и посещать alma mater уже не ради знаний, а ради получения громкого статуса выпускника.
В молодом художнике есть нечто особое: умение смотреть, видеть и отображать с фотографичной точностью, что в совокупности со старательностью и трудолюбием и предопределяет его индивидуальный художественный стиль. Он примыкает к реалистичному крылу нового направления.
Иосиф Браз становится популярен в узких кругах интеллигенции того времени, особым спросом его работы пользуются у женщин: многие из них попросту желают иметь классический живописный портрет, принадлежащий кисти мастера. Не пренебрегают услугами И. Браза и представители сильного пола: лучшими его картинами считаются именно мужские, «музейные» портреты художников Первухина и Пастернака. А вот вспоминают Иосифа Эммануиловича чаще всего в контексте с изображением другого, не менее известного человека - классика русской литературы Антона Павловича Чехова. Этот портрет знаком с детства едва ли не каждому: темные, густые тона, Чехов сидит в глубоком старинном кресле с высокой бархатной спинкой, его тонкая, иссушенная болезнью фигура склонена вправо, взгляд устремлен вперед, на носу блестит пенсне. Этот портрет был создан по заказу знаменитого коллекционера живописи Павла Михайловича Третьякова.
Иосиф Браз - тогда еще совсем молодой, начинающий живописец - работал над ним с особым рвением и упорством, работал долго - на протяжении двух лет. Стоит отметить, что существовало два его варианта: первый забраковал сам художник, а второй - проданный Третьякову и ставший впоследствии единственным прижизненным портретом классика - ужасно не нравился самому Чехову. «...Портрет мне не кажется интересным. Что-то есть в нем не мое, и нет чего-то моего»; «Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой», - сетовал на работу классик. А вот его современники, наоборот, отмечали, что автор «оставил о внешности писателя абсолютно объективный «документ», благодаря которому Чехов запомнится на долгие годы именно таким, каким он и являлся на самом деле. Так и случилось. Сегодня этот портрет хранится в запасниках знаменитой Третьяковской галереи, изредка выставляется - в дни чеховских юбилеев и торжеств.
Кроме написания живописных работ, Иосиф Браз посвящает себя и другому увлечению - коллекционированию. Эта страсть позже сыграет роковую роль в его судьбе: он будет обвинен «доброжелателями» в хищении, шпионаже и других «тяжких», и за это будет сослан на Соловки, где проведет несколько лет, но будет вызволен друзьями. Закончится жизнь знаменитого портретиста за границей, в практически полном забытьи, из которого его имя, увы, не выходит и до сих пор. Работы же Иосифа Браза продолжают жить и радовать ценителей искусства, а значит, сохранилось главное - творческое наследие, продолжается диалог времен, в котором личность автора - вещь второстепенная, лишь штрих к портрету целой эпохи.
Источник: «Одесский вестник».
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров