В 1913 году Мирон Гроссман представил вниманию одесской публики два игровых фильма - комедию "Неудачливый апаш", во многом копирующую традиции голливудской комедии, и трагедию "Трагедия еврейской курсистки".
Кем был Мирон Гроссман в истории Одессы?
История раннего кинематографа пестрит портретами настоящих энтузиастов нового искусства. Поэтому символично, что первый человек, начавший производить фильмы в Одессе, относился именно к плеяде киноэнтузиастов.
Мирон Осипович Гроссман, так звали человека, благодаря которому появились первые одесские фильмы, пришел в кино из увлечения фотографией. Он был одним из первых в Российской империи людей, освоивших профессию фотографа, благодаря чему был известен далеко за пределами Одессы. Его пейзажные и портретные фотоработы принимали участие практически во всех выставках империи и Европы, а иметь семейную фотографию его работы было одним из обязательных условий демонстрации состоятельности и благополучия семьи - стоили такие фотографии недешево. По тому, как серьезно готовились в то время к посещению фотографического салона, можно судить по записи в дневнике одного из одесситов того времени - Павла Каликина: "Сегодня ходили к Гроссману. Мама с вечера подшивала платье Лизе, а утром ушла с ней к дамскому мастеру Перье. Мы с папой ждали их два часа. Папа в мундире с Владимиром, а я в своем гимназическом костюме. Воскресенье пропало".
При этом занятие фотоискусством Мирон Осипович довольно успешно сочетал с бизнесом. Так, в 1885 году он открыл первую в России фабрику сухих фотографических пластинок. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что Мирон Гроссман был одним из тех, кто присутствовал во временном кинотеатре в Александровском парке на первом люмьеровском киносеансе в Одессе. Не удивительно, что как только ему позволили личные обстоятельства, Мирон Гроссман отправился в Париж учиться в Люмьеровской школе. Занимаясь новым для себя делом, Мирон Гроссман не забывал и о бизнесе. Поэтому в Одессу он вернулся не только с дипломом кинооператора, но и официальным представителем кинофирмы "Гомон". 11 мая 1906 года в городскую управу поступило заявление от Мирона Гроссмана на открытие первого в городе киноателье.
Первые фильмы Гроссман снимал по заказу "Гомона". Это были документальные короткометражки, иллюстрирующие жизнь Одессы и других городов Российской империи, а также яркие события, интересовавшие европейского зрителя. Из таких документальных съемок монтировались так называемые "видовые фильмы", подобные знаменитому "Пате-журналу". Однако с 1907 года Мирон Осипович практически полностью переключился на работу для отечественного зрителя, благо развитие кинотеатров шло в Одессе и Российской империи ударными темпами. Именно благодаря Гроссману в одесских кинотеатрах нередко, перед началом фильма крутили не "видовые картины" иностранных фирм, а документальные короткометражки отечественного производства. Среди них можно упомянуть, например, виды Баку, автомобильные гонки в Одессе в 1908 году, съемки заводов Нобеля и уральских железоделательных заводов. Из перечня понятно, что Гроссман активно путешествовал по империи, собирая интересный зрителю материал. К сожалению, подавляющее большинство документальных работ Гроссмана не сохранилось.
Работа кинооператором, режиссером-документалистом и, фактически, монтажером документальных фильмов приносила неплохие доходы. В чистом виде каждый фильм давал заработок от 100 до 500 рублей серебром. По тем временам, расценки более чем достойные. За примерно пять лет существования ателье, в совокупности с гонорарами от "Гомона" и доходами от фабрики фотопластинок Гроссман накопил достаточный капитал для того, чтобы войти в историю как создатель первой в Одессе и на Украине кинофабрики. Было это в 1912 году.
Преобразуя маленькое частное киноателье с доходом около 8000 рублей в год в кинофабрику, Мирон Гроссман ставил перед собой вполне конкретные цели. Он хотел снимать игровое кино. Причем игровое кино на местном материале. Выполнению этой задачи была подчинена вся деятельность Мирона Осиповича в 1912 году.
Не будучи, несмотря ни на что, особо богатым человеком, Мирон Гроссман делал все, чтобы сократить расходы на новую студию. Так, в качестве базы и павильона для студии, он использовал дачу своего брата. Туда он перенес оборудование из своей лаборатории на Дерибасовской, там же оборудовал монтажку, просмотровую и, самое главное, построил стеклянный съемочный павильон. Где находилась эта дача - догадаться нетрудно. На ее месте сейчас расположено здание и павильоны Одесской киностудии.
Работая над первым одесским художественным фильмом, Мирон Осипович одновременно продолжал производить фильмы в уже привычном для себя жанре документалистики. Работать было тяжело, поскольку из-за нехватки денег и специалистов Мирон Гроссман выполнял сразу несколько ключевых кинофункций - был режиссером, сценаристом и оператором фильма. Именно этим и объясняется название кинофабрики Гроссмана - "Мирограф", составленное из букв имени отчества и фамилии Мирона Осиповича. Некоторые историки, правда, полагают, что название для фабрики было выбрано по названию популярной тогда модели кинокамеры "Мирограф", однако это объяснение явно неверно, поскольку эти камеры Мирон Гроссман никогда не использовал.
Несмотря на упомянутые трудности, в 1912 году "Мирограф" выпустил на экраны Одессы, а впоследствии империи, свою первую игровую киноленту - "Одесские катакомбы". Успех был просто невероятный. Особенно картина понравилась посетителям дешевых кинотеатров, привлеченных не столько незамысловатым детективным сюжетом, сколько возможностью увидеть на экранах полнометражный фильм, действие которого разворачивается в родном городе. Больше чем на неделю "Одесские катакомбы" вытеснили с экранов местных кинотеатров всю привозную продукцию. К сожалению, мы не можем точно оценить чисто коммерческий успех работы Гроссмана. Работа шла полукустарно, подробная бухгалтерия не велась, а сам Гроссман бизнесменом был не особо талантливым. Тем не менее, по косвенным данным, можно сказать, что в накладе Мирон Осипович не остался. Фильм с успехом демонстрировали практически во всех кинотеатрах Российской империи, и минимальный доход от его проката составил около 8 - 12 тыс. рублей. Уже в 1913 году Гроссман представил вниманию одесской публики еще два игровых фильма - комедию "Неудачливый апаш", во многом копирующую традиции голливудской комедии, и трагедию "Трагедия еврейской курсистки". Следующим фильмом, в 1914 году стала драма "У портного".
Конечно, такого фурора, как "Одесские катакомбы", они не произвели, но успехом у зрителей пользовались. Во многом благодаря этому успеху студия, постоянно испытывавшая финансовые затруднения, продолжала функционировать. Дело в том, что активы "Мирографа" входили в Южный банк, который считал свою сотрудничество с популярным предприятием слишком хорошей рекламой, чтобы не банкротить кинофабрику взиманием долгов.
Начало Первой мировой войны ударило по многим бизнесменам Российской империи, но совершенно неожиданно дало очередной толчок развитию кинематографа. Дело в том, что кино оценили как прекрасный способ пропаганды. Практически все кинотеатры принялись демонстрировать военно-патриотическую хронику, которую снимали отечественные и иностранные кинематографисты. Не остался в стороне и Мирон Гроссман. В течение 1914 - 1915 годов его фирма сняла для российских киноэкранов около полусотни различных военно-патриотических документальных сюжетов. Это достижение указом Николая Второго было отмечено медалью, которую в 1915 году вручили Мирону Гроссману.
Между тем, дела на фронте складывались не слишком удачно для российской армии. В частности, войска были вынуждены оставить Варшаву. Это обстоятельство косвенным путем вывело кинофабрику "Мирограф" на новый уровень. Дело в том, что в Одессу из Варшавы, спасаясь, эвакуировался вместе с семьей руководитель кинопредприятий "Сила" и "Космофильм" Мордко Товбин, который, помимо солидного по тем временам кинематографического опыта, владел активами вышеупомянутого Южного банка. После недолгих переговоров с Гроссманом, он стал компаньоном Мирона Осиповича и взял на себя управление финансовыми вопросами "Мирографа". Это позволило произвести в 1916 - 1917 годах еще полтора десятка фильмов, среди которых была одна из первых серьезных экранизаций - "Мирра Эффрос" по популярной пьесе Гордина.
Февральская революция, постепенный развал фронта и нарастающая смута в стране, казалось, никак не сказывалась на кинематографе. С появлением Товбина "Мирограф" поднялся на новый уровень производства, привлекая к работе уже сформировавшийся класс киноспециалистов - режиссеров, гримеров, операторов. Больше не было необходимости ради съемок опустошать гардеробы друзей и знакомых, волочить в павильоны собственную мебель и искать для массовки и проходных ролей случайных людей, готовых работать за пятак в день. Тем более, что в "Мирограф" вложился предприниматель Харитонов, благодаря которому были выстроены более качественные павильоны. Правда, самому Гроссману это стоило права владения фабрикой, которые он уступил Харитонову.
Смены властей, бои и перевороты обходили "Мирограф" стороной. Воюющие стороны словно бы договорились не замечать перемещения артистов, съемочных групп и прокатных лент через линии фронта и зоны влияния. Более того, даже способствовали этому. Именно так в Одессу, для съемок на студии "Мирограф" попала знаменитая Вера Холодная, которой с группой артистов мандат на поездку в 1918 году дал нарком Луначарский.
Именно на "Мирографе" были сняты последние кадры с участием великой актрисы, в 1919 году приступившей к съемкам в фильме "Княжна Тараканова". Странное это было время. В Одесских кинотеатрах крутили фильмы, снятые в разных частях бывшей империи. Вере Холодной на экране аплодировали французские моряки, белогвардейские офицеры и одесские налетчики. Великая актриса немого кино выступала как певица вместе с популярными артистами в театрах и ресторанах. И одновременно члены съемочной группы, а может, и сама королева немого кино, занимались разведкой в пользу большевиков. Сейчас существует несколько версий смерти Веры Холодной. В спор с официальной - смерть от испанского гриппа вступает версия отравления белогвардейской или французской контрразведкой или убийство большевистскими агентами, узнавшими, что Вера Холодная переменила взгляды и желает эмигрировать. Так или иначе, прощание с Верой Холодной, умершей 16 февраля 1919 года, превратилось в прощание с частным кинематографом в Одессе.
Короткая история частного одесского кинопроизводства подошла к концу. Совсем скоро, во время очередного витка Гражданской войны одесские кинокомпании будут национализированы, а кинофабрика "Мирограф" будет разграблена. Погибнет богатейший архив фильмов и исходных материалов, в том числе снятых самим Гроссманом. Исчезнут из памяти даже сами названия фильмов. Долгие годы советские киноэнциклопедии и киноисследователи будут как бы не замечать досоветскую историю одесского кино, глухо и вскользь упоминая предпринимателей, стоявших у истоков отечественного кинопроизводства. Да и сейчас, когда вроде бы никакой классовой борьбы не наблюдается, труды об истории украинского кино обычно начинаются с Александра Довженко, игнорируя его одесский этап.
Впрочем, какое дело Одессе и одесситам было до того, как очередная власть пишет историю. Надо пользоваться моментом и ставить памятники Холодной и Гроссману, Харитонову и Полонскому, Товбину и Уточкиным, Тимченко и Ханжонкову, Розенблиту и Готлибу. Нужно называть их именами улицы и кинотеатры, и, конечно, снимать о них кино.
Вячеслав Ткаченко, сайт Одесской киностудии
Фильмография
1908 — «Пожар в Одессе»
1908 — « Одесса под водой»
1911 — «Балаклава»
1912 — «Находчивый апаш»
1912 — «Одесские катакомбы»
1912 — «Празднование столетия присоединения Бессарабии к России в Кишиневе»
1913 — «Жизнь евреев в Палестине» — документальный
1913 — «Жилец с патефоном»
1913 — «Трагедия еврейской курсистки»
1914 — «Война и евреи»
1914 — «Граф Зикандр»
1914 — «Позор XX века»
1914 — «Святая земля Палестина и Египет»
1914 — «У портного»
1914 — «Расстрел слона Ямбо в Одессе в зверинце Лорбербаума» — документальный
1917 — «Сын»
1918 — «Апостол»
1918 — «Ах ты, доля, моя доля!»
1918 — «Голгофа человеческих страданий»
1918 — «Девушка моря»
1918 — «К старому богу»
1918 — «Как Уточкин вора поймал»
1918 — «Мирра Эфрос»
1918 — «Деньги»
1918 — «И тайну поглотило море»
1918 — «Око за око»
1918 — «Рождённый от скорби и разврата» <!-- EndFragment -->Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров