Создается четкое впечатление, что перед выборами киевские власть предержащие перевозбудились. Ну, как минимум, в отношении Одессы. Только за этот год прошли очередные атаки Минюста на санаторий «Лермонтовский», уволены ректоры Медина и Консерватории. Теперь вот в медиапространство настойчиво привносят тему приватизации киностудии.
Акционерным обществом Одесская киностудия стала в 2005 году. При акционировании произошло разделение собственности на государственную и частную – 50% + 1 акция остались у государства, а 50% - 1 акция перешли во владение ООО «Новая киностудия». Собственник ООО остается за кадром, его можно найти только через оффшор. Оффшорный подход к оформлению имущественных прав уже давно наводит в Украине на невеселые мысли. В данном случае приходится подозревать планы о теневых или каких-то не очень светлых перспективах по превращению кинофабрики в нечто совершенно иное по профилю, нежели производство фильмов.
И тогда, в 2005-м, и позже, разговоров о привлечении зарубежных инвесторов, которые быстро превратят нашу киноплощадку в одну из самых известных и популярных если не в мире, то в Европе уж точно, было предостаточно. Но на практике события развивались по совершенно иному сценарию. Киностудия постепенно приходила в упадок, и очереди инвесторов, заинтересованных в превращении ее в суперуспешный проект, не наблюдалось. Запустение и разруха царили на большей части территории. И в вечернее время особенно странно и как-то неуютно было видеть темные окна административного здания, которые в лучшие времена студии светились глубоко за полночь.
В 2011 году Верховная Рада приняла закон, запрещающий продавать, закладывать или иным образом отчуждать у государства имущество студии посредством акций, находящихся в его распоряжении и распоряжении частных акционеров. Но как большинство принимаемых у нас законов, этот тоже имел немало туманно прописанных мест, что и позволило заинтересованным людям предпринимать спорные шаги, которые в конце концов приводили к ухудшению общего положения дел.
Начиная с 2005 года среди людей, которым так или иначе вверяли судьбу киностудии, мелькали имена Сергея Таруты и его ставленника Александра Ткаченко. В 2017 году, занимая должность генерального директора «1+1 медиа», Александр Ткаченко стал главным человеком на Одесской киностудии.
Все эти годы Александр Ткаченко не представлял на суд зрителей и специалистов проектов, которые могли бы стать достойным продолжением прекрасных традиций Одесской киностудии, уступавшей когда-то по количеству выпущенных картин лишь «Мосфильму» и киностудии имени Горького.
Более того, ничего не делалось и в плане социальной защиты штатных сотрудников. Накапливались долги по заработной плате, за коммунальные услуги. Александр Ткаченко выступил «благодетелем», предоставив киностудии финансовую помощь в размере 2 миллионов гривен, правда, под немалые проценты.
В 2014 году общежитие киностудии «Экран» попытались передать городу. Только жесткая позиция кинематографистов и большой общественный резонанс, который имела эта история, не позволили передать общежитие на баланс города. Если бы это произошло, доля государства сразу бы сократилась на несколько миллионов акций. Да и инвестор запросил бы все причитающиеся ему долги. А поскольку денег нет, отвечать по ним киностудии пришлось бы своим имуществом. Как говорится, путь к быстрому банкротству был бы открыт.
Что новый закон нам готовит?
Запрет на приватизацию сковывал действия тех, кто проявлял заинтересованность в приобретении в собственность огромного участка земли на Французском бульваре, на котором и располагается киностудия.
Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с вступлением в силу закона о государственной поддержке кинематографии», прошедший первое чтение в Верховной Раде, предусматривает отмену нормы о запрете приватизации Одесской киностудии. То есть, открывается окно для полного вывода знакового объекта украинского кинематографа из государственной собственности в частную.
Александр Ткаченко во время пресс-конференции в Одессе вообще назвал этот шаг лишь частью юридической процедуры, которая должна была давно произойти в связи с принятием Закона «О государственной поддержке кинематографии».
Он вновь, как и в 2005 году, говорил о том, что без частных инвесторов, которым надо создавать самые благоприятные условия, отечественный кинематограф не выживет. Слушая его, невольно вспоминались все «успешные» варианты приватизации ЧМП, промышленных предприятий, банков.
Похоже, у киностудии есть печальная перспектива встать в один ряд с уже забываемыми некогда знаковыми для Одессы предприятиями.
Ольга ЖУКОВА.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров