Именно так можно воспринимать произошедшее в этом году на внешнем независимом оценивании знаний по английскому языку. Введение аудирования привело к тому, что многие учащиеся, даже те, кто занимался с репетиторами, обучался в классах с углубленным изучением иностранного языка, впали в состояние шока от плохого качества записи и, по сути, провалили тестирование.
Обращать на это внимание организаторов было опасно – могли и удалить с ВНО. Мешал и шум улицы, который неизбежно вклинивался в происходящее из-за открытых в аудиториях окон. А как иначе в летнюю жару?
Совершенно разной оказалась слышимость текста для тех, кто сидел ближе или дальше от колонок, ближе или дальше от окон. Усугубляло положение и то обстоятельство, что на пробном тестировании звучала другая запись и именно к услышанному там уровню звуковоспроизведения и готовились участники ВНО. Тем самым были нарушены права детей – условия непосредственно в момент проведения ВНО оказались худшими по сравнению с пробной серией.
Оказавшись перед совершенно неожиданным препятствием, дети реагировали на него так, как и должны реагировать дети: завершив работу, в панике они выбегали из пунктов тестирования, чтобы хоть кому-то рассказать о произошедшем. И тем самым теряли последнюю надежду что-то спасти: после того, как участник вышел с территории пункта ВНО, он уже не имеет права подать апелляцию. Сейчас даже трудно представить, сколько учащихся не смогут реализовать право на получение бюджетного места не потому, что плохо знают английский язык, а потому, что чиновникам вновь пришла в голову идея неудачно поэкспериментировать.
Они проигнорировали и тот факт, что пробное тестирование по английскому языку во Львовской, Волынской и Ровенской областях провалилось. Вместо получасового текста, который участники ВНО должны были воспринять на слух, прозвучала запись продолжительностью около 15-и минут, после чего она оборвалась. Во Львовском региональном центре оценивания качества образования позже объяснили, что причина в диске, который перед тем, как отдавать на аудирование, не прослушали до конца. Испорченным оказался 401 диск. Тогда в Центре оценивания заверили, что сделали выводы и на основной сессии ВНО подобное не повторится. Но обещание осталось лишь обещанием.
Почему-то совершенно неучтенным оказался еще один момент. Во всем мире давно пришли к выводу, что длительное прослушивание громкой музыки, чем, увы, грешит подавляющее большинство подростков, неизбежно приводит к ухудшению слуха. Иными словами, если Минобразования хотело ввести аудирование, о котором говорили на протяжении последних нескольких лет, то надо было подумать о приобретении наушников. В них учащимся было бы гораздо легче и привычнее воспринимать текст. На приобретение колонок выделили 17,5 миллиона гривен, а на закупку наушников понадобилось бы гораздо больше. Создание видимости технического переоснащения оказалась важнее создания нормальных условий для прохождения ВНО его участниками.
Чиновники Минобразования постоянно подчеркивают, что работают в тесном контакте с коллегами из других министерств. Но в данном случае это не сработало: не было учтено то, что обязаны были подсказать медики. Впрочем, уже не первый год наблюдается тенденция игнорирования в Минобразования жалоб на те или иные моменты проведения ВНО. Так произошло и на этот раз. Более тысячи возмутившихся по всей стране – это, оказывается, ничего, лишь статистическая погрешность в проведении тестирования, не более.
То есть защита самой системы, ее устойчивость и непоколебимость, оказывается, важнее того неоправданного стресса, которому подвергли учащихся.
В заключение стоит вспомнить высказывание бывшего директора Украинского центра оценивания качества образования Игоря Ликарчука:
Учитывая тенденции, можно сказать, что «английский эксперимент» последним не будет. Что еще предложат экспериментаторы ради экспериментирования?
Ольга ЖУКОВА.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров