Именно так с учениками побуждает действовать педагогов принятый Верховной Радой новый Закон «Об образовании».
Говоря о нем, чаще всего, вспоминают нововведения, касающиеся языка обучения. Поверьте, в законе это не единственная серьезная проблема, с которой столкнутся учащиеся и их родители в школах, дошколята, а также студенты и преподаватели учебных заведений всех уровней с момента вступления нового нормативного документа в действие.
Впрочем, поговорим о некоторых его деталях по порядку.
Среди детсадовских детей прописывается… религия
Новый закон дает право религиозным организациям, устав которых официально зарегистрирован, создавать свои дошкольные учреждения наравне с центральными органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, юридическими и физическими лицами при наличии необходимых материально-технической и научно-методической базы, педагогических и других работников, без чего невозможна нормальная работа детского учреждения (п.4, ст14).
Что получается? На абсолютно равных условиях со всеми остальными сторонами, заинтересованными в развитии дошкольного обучения, право создавать свои воспитательные структуры получили религиозные организации.
Вполне понятно, что религиозные общины просто так тратиться на открытие своего дошкольного учреждения не будут. Покупка или аренда здания, его ремонт и оснащение, формирование преподавательского коллектива, обеспечение детей всем необходимым для пребывания и воспитания обойдутся недешево. И оправдают себя эти траты только в случае, если ребенок, придя в такое дошкольное учреждение, станет приверженцем религии, которую исповедуют его учредители. Тем самым Закон открывает огромные возможности для многочисленных религиозных общин вербовать своих будущих адептов, начиная с детских лет.
В Законе, в пункте 2 статьи 31 «Особенности отношений между учреждениями образования и политическими партиями (объединениями), религиозными организациями», прописан четкий ответ на вопрос, зачем надо давать право религиозным общинам открывать свои дошкольные учреждения:
То есть государство санкционирует массированное развитие именно религиозного образования. Если учесть, какие конфессии и направления в современной Украине признаются и являются наиболее массовыми, то не трудно представить, какие из них окажутся в лидерах.
Конечно, можно сказать о том, что не все так однозначно, а родители вправе выбрать детсад коммунальной собственности или частный, но светский, чтобы избежать нежелательного, по их мнению, влияния религиозной конфессии на ребенка. Но это в теории, а на практике для пап и мам гораздо более важными могут оказаться близость дошкольного учреждения к дому, хорошее питание и приветливые воспитатели, и, немало важный фактор, – приемлемый для их доходов размер оплаты. А вот тогда погружения в особенности религиозного трактования ребенку не избежать.
Политика как часть образовательного процесса?
Не менее лукаво в этой же статье 31 выписана норма, касающаяся политических партий. Ее пункт 3 гласит:
Но пункт 4 тут же это все нивелирует:
Совершенно очевидно, что сделать так, чтобы участие в пикетах, раздаче пайков, подготовке агитационных материалов или других акциях политиков стало частью «образовательной программы», скажем, по изучению уровня развития гражданского общества или права каждого самостоятельно определять свои политические пристрастия, - по силам любому преподавателю, которому захочется привлечь студентов к участию в деятельности интересующей его партии.
Новые надстройки
Чтобы жизнь не казалась безоблачной и легкой, новый закон вводит несколько неожиданные формы контроля. Так, в статье 46 появляется понятие институциональной аккредитации.
Из зафиксированного становится ясно, что формат и характер работы наших учебных заведений будут находиться под пристальным вниманием Нацагенства и его друзей – зарубежных экспертов, которым симпатизирует действующий на то время министр образования и науки. Сменится министр - изменятся и приоритеты.
Пойдет ли это на пользу системе образования, сказать сложно. В развитых странах предпочитают ориентироваться преимущественно на мнение своих специалистов. Точку зрения зарубежных учитывают исключительно как рекомендательную, второстепенную, а не решающую и определяющую, как заложено в нашем Законе. Пожалуй, наиболее точно такой подход определяется украинским словом «меншовартість». В смысле: не доверяем и не ценим наработки наших талантливых педагогов, но при этом готовы кланяться любым зарубежным посредственностям…
Язык преткновения
Наиболее острую реакцию общественности вызвала статья 7 Закона, которой языком обучения определен лишь государственный – украинский язык. Изучение языков национальных меньшинств позволительно только в начальной школе, то есть до 5-го класса. Дальше – исключительно на государственном.
О реакции европейских стран, в которых привыкли учитывать интересы и права разных людей, на эту норму, сказано немало.
При этом, однако, все же стоит напомнить текст статьи 8 («Образование») Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, ратифицированной Украиной:
Эти принципы в принятом у нас Законе «Об образовании» попраны.
Стремясь стать частью Европы, Украина упрямо игнорирует правила, установленные в самой Европе. Политические целесообразности берут верх над необходимостью соблюдать законы, уважать права людей. И над здравым смыслом, в конце концов.
Посмотрим, смирится ли с этим Европа или все-таки заставит украинских политиков поступать не как им хочется, а по принятому в ней Закону.
Ольга ЖУКОВА.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров