Не удивляйтесь, именно чудаком многие современники считали городского голову Одессы Григория Григорьевича Маразли. Облеченным властью и не бедствующим, им было не понять человека, который всю жизнь заботился не только о собственном благополучии, но и о преображении Одессы, о том, как привнести в ее жизнь элементы европейских традиций, привить практику благотворительности и уважительного отношения к наукам и знанию.
Благодаря пытливости ума и особому отношению Маразли к жизни в Одессе построили уникальную лечебницу на Куяльницком лимане, первую на территории Российской империи бактериологическую станцию, открыли памятник А.С.Пушкину, запустили конку. Для музея изящных искусств им было приобретено очень красивое здание на Софиевской, где сейчас находится Одесский художественный музей…
При всем этом Григорий Григорьевич никогда не забывал о бедняках. Ночлежки, богадельни, столовые открывались в городе постоянно. И даже на своей даче на Французском бульваре (нынешняя территория санатория имени Чкалова) о людях он тоже не забыл: его апартаменты располагались внизу, у моря, а на верхней террасе склона находилась территория, на которой отдыхали все желающие. Кто-то ограничивался прогулками по прекрасному парку, а кто-то мог поселиться здесь же в уютных домиках. Такой отдых был доступен каждому.
Григорий Маразли чрезвычайно уважительно относился к наукам. С появлением бактериологической станции в Одессе ее ученые одними из первых начали изучать возбудителей особо опасных инфекций и причины эпидемий.
Серьезной, заслуживающей самого пристального внимания, Григорий Григорьевич считал и сферу садоводства. Потому и открыл соответствующую школу.
А еще на своей даче в 1889-м году построил оранжерею, где круглый год могли прекрасно произрастать и радовать глаз прохожих и отдыхающих привезенные отовсюду декоративные растения.
Поскольку абсолютно все Григорий Григорьевич делал очень основательно, то и к строительству оранжереи подошел продуманно,творчески. Выбирая архитектора, он отдал предпочтение Павлу Клейну, которого считали мастером «делать камень теплым», как говорили одесситы. Стеклянный купол, витражи, выполненные по специальному проекту и привезенные из-за океана причудливые металлические конструкции, гроты из ракушечника превратили оранжерею в яркий памятник садово-паркового искусства. Нашлось в ней место и для применения передовых достижений науки: специальная система отопления обеспечивала циркуляцию теплого воздуха между двойными стенами сооружения, а также поддерживала внутри оранжереи нужную температуру.
И даже сегодня, спустя 127 лет с момента открытия, когда оранжерея очень разрушена, поражает запас прочности заложенных в ней технических решений. Металлические конструкции, на которых держался стеклянный купол, до сих пор позволяют легко представить первоначальный облик оранжереи. Несмотря на то, что за многие десятилетия внутрь нее попали сотни литров дождевой воды и сотни килограммов снега, помещение остается сухим – так до сих пор продолжают работать правильно заложенные отводки для воды.
Наверное, об этом удивительном архитектурном объекте еще долго никто не вспомнил, если бы не неравнодушные люди. Молодые ребята из ОО «Мой дом Одесса» стали тем самым тонким социальным индикатором, который не позволил забыть об оранжерее Маразли окончательно. Они, взявшись за возрождение объекта, по сути, начали новый отсчет времени ее существования. По выходным сюда приходит все больше людей, готовых работать ради возрождения некогда красивейшего объекта.
Архитектор Евгений Крыловский по собственной инициативе сделал чертежи, чтобы легче было ориентироваться на месте. К сожалению, первоначального пакета чертежей найти не удалось. Скорее всего, оранжерею строили как придомовую постройку и потому все бумаги на нее были частью архива семьи Маразли, который где-то затерялся, когда позже, в советское время, санаторий имени Чкалова активно эксплуатировался и неоднократно перестраивался.
Руководитель ОО «Мой дом Одесса» Максим Катаржук рассказал о поддержке инициативы по восстановлению оранжереи со стороны руководства санатория (на ее развалины выходят окна высотного корпуса здравницы и отдыхающие, естественно, задают вопрос об увиденном причудливом сооружении). Помощь в оформлении всех необходимых документов оказывает и управление культуры, национальностей, религий иохраны объектов культурного наследия Облгосадминистрации, в частности, его руководитель Елена Олейник.
На вопрос, где энтузиасты намерены брать средства на восстановительные работы, Максим Катаржук отвечает, что присматривается к городскому проекту «Общественный бюджет». Надеются общественники и на помощь греков, например, Греческого фонда культуры.
Большие планы представители ОО «Мой дом Одесса» строят и в отношении Второго христианского кладбища. Они начали работы по расчистке запущенных участков и описи могил, за которыми никто не ухаживает.
Нет, по счастью не перевелись чудаки, заботящиеся о преображении Одессы, и в наши, а не только во времена Маразли, дни!
Ирина ВЕЛИЧКО.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров