В выпусках новостей центральных каналов, в газетных публикациях часто появляется информация, свидетельствующая о немалой заинтересованности зарубежных инвесторов в том, чтобы вкладывать средства в Украину. Несмотря на очень непростую ситуацию, реализация масштабных проектов в Украине с международным участием могла бы стать важным и мощным стабилизирующим фактором. Однако, наиболее сильным сдерживающим моментом, как ни странно, остается позиция профильных министерств, которые должны выступать гарантами выполнения всех обязательств, взятых украинской стороной, но не торопятся это делать.
Представители среднего и старшего поколения помнят о катерах и кометах, которые перевозили пассажиров по морю вдоль побережья, в Херсон, Николаев, а суда типа «река-море» – даже в Киев. Оказалось, помнят об этом не только у нас. И еще в начале июля большая греческая судовладельческая компания была готова презентовать программу совместного с одесситами возрождения прибрежного судоходства, что позволило бы поднять всю инфраструктуру: за флотом потянулись бы судоремонт, судостроение, связанные с ними направления бизнеса, в частности, металлургия и машиностроение, а также турсервис. Это обеспечило бы мощный толчок в экономическом развитии не только Одесского, но и всего Черноморского региона.
Главный вопрос заключался в следующем: окажется ли государство готовым дать старт такой перспективной инициативе региона? Станет ли равноправным деловым и бизнес-партнером? Увы, представители городской организации работодателей, которые и вели диалог с греческой стороной, не только не получили поддержки из Минрегионразвития, а наоборот услышали в свой адрес категорические требования о необходимости как можно скорее прекратить любой диалог на тему возрождения судоходства с иностранными инвесторами.
Парадокс? Как сказать… Уже на протяжении нескольких лет в прессе периодически появляется информация о том, что для развития прибрежного судоходства в Украине можно закупить суда в Турции. Они, конечно, не новые, но из-за кризиса находятся в простое и могут быть приобретены в аренду по сходной цене. Представители профильных министерств убедительно рассказывают об экономической целесообразности такого шага. Вне зоны внимания государственных чиновников остается самый главный момент: если суда в Турции все-таки будут приобретены, это поддержит, прежде всего, экономику Турции, но не Украины. То, что предложили греки, существенно отличается. Речь идет о производстве судов на нашей территории, то есть о создании новых производств, рабочих мест, отчислениях в бюджеты именно у нас, а не за рубежом. Приоритет интересов государства, казалось бы, должен заставить поддержать именно этот проект! Но наши чиновники по-прежнему лоббируют интересы импортеров, а не отечественных структур.
Другим ярким примером этой же тенденции является ситуация, которая складывается с производством лекарственных средств, в частности, вакцин. Не многие знают, что в советское время в Одессе была разработана вакцина от гриппа, признанная лучшей в мире. Ею надо было прививать раз в пять лет, что позволяло защитить людей от определенных, циркулирующих в этот период, вирусов. Автору вакцины предлагали запатентовать ее в США. Однако, он мечтал реализовать свое детище именно дома, на родине, но так и не дождался этого.
Вопрос собственного производства вакцин или закупок их у проверенных фирм является одним из главных в любой высокоразвитой стране. Связано это с тем, что вакцины, их качество и безопасность применения напрямую выводят на воздействие на самое ценное — генофонд нации. Потому представить себе, что для граждан Германии, Великобритании или США вакцины импортного производства закупают через общественные организации, невозможно по определению. Еще маловероятнее ситуация, когда такую закупку будут преподносить населению как достижение. Ни один чиновник не усидел бы там на своем месте, если б вакцины пришлось закупать в спешном порядке через общественные организации, а не получать по прямым, оговоренным по срокам и объемам, договорам с ведущими фирмами-производителями.
К сожалению, и в этой сфере у нас прослеживается четкое лоббирование интересов импортеров. Едва заняв пост исполняющей обязанности министра здравоохранения, Ульяна Супрун не об увеличении мощностей отечественных предприятий фармацевтической промышленности заговорила, не о возрождении прекрасных традиций выпуска вакцин, а о разрешении проводить на украинцах испытания зарубежных медпрепаратов. Первым своим приказом она позволила проводить на украинских гражданах испытания 95-и препаратов. Притом, что испытание одного препарата за границей стоит где-то 50 тысяч долларов (некоторые начинающие режиссеры благодаря участию в таких программах собирали сумму денег, достаточную для съемок дебютного фильма), а у нас это будет делаться бесплатно. Кроме того, семь позиций из 95-и — это препараты фирмы Parexel Ukraine, где работала госпожа Супрун и одна из ее замов (Оксана Сивак до 2014-го года, на протяжении 12-и лет, занималась мониторингом наиболее дорогостоящих, а именно клинических испытаний в компании Parexel).
Непонятно, почему никто из сотрудников различных контролирующих структур не увидел за всем этим протекционистскую, коррупционную составляющую и уход на второй план реальных интересов наших граждан, нанесение им возможного ущерба?
Впрочем, преобладание поставок импортной продукции можно сегодня увидеть и по другим отраслям. Уголь Украина везет из-за океана, рынок фруктов тоже перенасыщен товарами из Греции, Италии, Португалии, хотя летом у нас и своей продукции хватает. Тем не менее, перечень секторов, где отечественный производитель остался на задворках, выглядит весьма обширным.
За рубежом прекрасно понимают: каждый ввезенный килограмм готовой импортной продукции лишает страну не только добавленной стоимости, но и рабочих мест. Не случайно Международная организация труда (МОТ) постоянно напоминает: увеличение всего на 0,1 объема импорта приводит к потере до 10 тысяч рабочих мест, а в некоторых отраслях – и того больше. Потому, чем выше уровень развития страны, тем тщательнее она защищает свой рынок от проникновения на него импортных товаров, стараясь максимально задействовать своих граждан и свои предприятия. И только в том случае, если те или иные производства разворачивать невыгодно или они являются вредными, допускает импортные закупки.
В Украине же на эти простые и понятные правила ведения бизнеса и организации производства пока никак ориентироваться не хотят.
Ирина ВЕЛИЧКО.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров