Авторизация
Всемирный клуб одесситов
15.08.2017   16:30

В звуках скрипки звучит одесская душа

  Если спросить любого музыканта, какой инструмент он назвал бы символом Одессы, он обязательно ответит: скрипку. Потому что по количеству выдающихся и очень сильных исполнителей, лауреатов самых престижных конкурсов, которые начинали свой путь в нашем городе, Одесса не знает себе равных. Это удивительный феномен мирового масштаба, заслуживающий не только более глубокого изучения, но и приложения усилий для его дальнейшего существования и преумножения.

  Знаменитые итальянские скрипки: Страдивари, Гварнери, Амати – целые семейства и несколько поколений великих мастеров имеют свой точный адрес – город Кремона. Исторически сложилось, что поколения замечательных скрипачей – американских, советских, европейских – имеют адрес рождения – Украина, Одесса. И эта «Улыбка бога», как назвал Одессу замечательный писатель и, в прошлом, скрипач Георгий Голубенко, стала скрипичной Меккой.

 

«Начиная с ХVIII века, когда черта оседлости на юге заканчивалась в Одессе, сюда переселялось много еврейских семей. Единственным занятием, которое могло в будущем обеспечить выходцу из такой семьи профессионально благополучную жизнь, было занятие музыкой. Маленькие скрипочки стоили недорого, да и выпускала их Одесская фабрика музыкальных инструментов. Но уже тогда одесситы не забывали пошутить. На скрипках скромно писали: «копия Страдивари», - рассказывает выпускник школы Столярского, инициатор проведения ежегодного фестиваля «Золотые скрипки Одессы», журналист Игорь Покровский.

  Еще до открытия Петром Соломоновичем Столярским частных музыкальных курсов, а потом специализированной школы для одаренных детей в Одессе работали прекрасные педагоги. Они формировали тот потенциал, который затем полностью раскрылся и засверкал в талантливых учениках Петра Соломоновича.

  В Одессе существовал настоящий культ скрипки. Родители по разным причинам отдавали детей обучаться музыке. И далеко не все хотели в будущем видеть их профессиональными музыкантами. Например, лауреата многих конкурсов Натана Мильштейна его состоятельная семья отдала в класс скрипки в поисках занятия, способного хоть как-то дисциплинировать маленького разбышаку. И музыка выполнила свою роль, полностью подчинив себе его жизнь. Исаак Бабель, который тоже начинал заниматься у Столярского, не скрывал, что с огромным удовольствием утопил свой инструмент где-то у маяка. Он не стал музыкантом, но удивительная мелодика произведений одного из самых одесских писателей, как называют Бабеля, была поразительно точно подмечена обладавшим потрясающей музыкальной интуицией Петром Столярским.

  Впрочем, гениальный педагог был еще и отличным психологом. Так, дабы не пугать окружающих скрежещущими резкими звуками, которые неминуемо будут издавать начинающие скрипачи, он поначалу не натирал смычки канифолью. И беглость пальцев, силу рук музыканты отрабатывали сначала тихо, без звуков. Только с обретением необходимых навыков Петр Соломонович разрешал им натирать смычки и начинать извлекать из инструмента звуки. Такой простой, казалось бы, прием позволял не возненавидеть игру на скрипке в первый год обучения, когда и происходит максимальный отсев юных музыкантов.

 

«Любопытно, что Столярский не проигрывал музыкальные фразы, заставляя учеников копировать его манеру игры, Он рассказывал, создавая некое объемное представление о том или ином музыкальном произведении, давал возможность ученику привнести в его исполнение что-то свое. Это как одесская кухня, которая вбирала все, но чуть-чуть соли, перца, лаврушки, свежей зеленушки до сих пор делают ее блюда незабываемыми. Так и Столярский помогал скрипачам находить свой стиль, свое звучание. Это не означает, что они неуважительно относились к композиторам и их произведениям. Наоборот, классические произведения в их исполнении начинали звучать более современно и интересно, в них торжествовала жизни», - продолжает Игорь Покровский.

  Не случайно профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр в начале ХХ века честно признавал: 90% его учеников не идут ни в какое сравнение с приехавшими с юга. Одесситов можно было сразу узнать по богатому и свободному звучанию скрипок.

  Поскольку евреям в столицах жить запрещалось, именно Ауэр просил ректоров Петербургской или Московской консерваторий, их кураторов со стороны правительства разрешить одному из родителей талантливого ребенка жить в Петербурге или Москве. Это, в свою очередь, давало юному дарованию возможность продолжить музыкальное образование в одной из столиц. Сегодня уже и не сосчитать, скольким это подарило путевку на ведущие сцены мира!

  В полный голос о феномене одесской школы заговорили после яркой победы Давида Ойстраха на конкурсе имени Эжена Изаи (Королевы Елизаветы) в Брюсселе в 1937 году. Тогда остальные премии тоже достались ученикам Столярского. Это была безоговорочная, невиданная победа представителей одной исполнительской школы.

  Кроме Петра Соломоновича, талантливых скрипачей в Одессе готовили Фаня Максман, Вениамин Мордкович, Артур Зиссерман, Борис Брандт, Абрам Бессель, Эмилия Миксон, Александр Станко, Леонид Мордкович, Вениамин Пронин, Леонид Лемберский…

  Давид Ойстрах стал профессором Московской консерватории, затем заведовал кафедрой струнных инструментов. Традиционно половина класса его учеников состояла из одесситов. И сегодня эту кафедру тоже возглавляет выпускник школы Столярского, лауреат конкурса Паганини в Генуе и Жака Тибо в Париже Сергей Кравченко. На постсоветском пространстве – он самый яркий представитель одесской скрипичной школы. Все остальные живут, работают за рубежом. Из них вполне можно было бы собрать огромный, уникальный ансамбль.

  Так, Евгений Кнеллер был концертмейстером в оркестре Евгения Мравинского. Умер очень рано, в 30 лет, от диабетической комы. Захарий Зорин – концертмейстер оркестра в Бордо. Александр Поволоцкий руководит ансамблем «Виртуозы Тель-Авива», Павел Верников – профессор Венской консерватории, Александр Винницкий – профессор консерваторий Москвы и Хельсинки, Миша Вайман – профессор высшей школы музыки в Кельне. Марк Пискунов работает в Нью-Йорке, Дора Шварцберг – в Вене. Лучшим педагогом по классу скрипки в мире считается Захар Брон – ученик одесского педагога Артура Зиссермана.

 

«Появилось уже новое поколение, представители которого родились не в Одессе, но удивительнейшим образом переняли наши привычки, достоинства и слабости. «Золотые скрипки» вернулись с триумфом в Одессу два года назад. Этот замечательный праздник появился и продолжается благодаря мэру Одессы Геннадию Труханову и его команде: заместителям Павлу Вугельману и Зинаиде Цвиринько, директору Всемирного клуба одесситов Елене Павловой, директору департамента культуры и туризма Одесского горсовета Татьяне Марковой и многим - многим другим. Особая роль в организации фестиваля принадлежит руководству Одесского оперного и, конечно, главному дирижеру фестиваля Александру Самоилэ», - продолжает Игорь Покровский.

  В этом году на третий фестиваль «Золотые скрипки Одессы», который пройдет со 2 по 7 октября, приедет внук Леонида Когана и Елизаветы Гилельс Даниил со своей мамой Ниной Коган. Ему всего 22 года. Парень говорит, что в их семье всегда жил дух Одессы вне зависимости от того, куда забрасывала кочевая жизнь музыкантов. Это приятно слышать! Будут выступать продолжательницы династии скрипачей Мордковичей – живущие в Англии сестры Джульетта и Татьяна Русс. Приедет внук доцента Одесской консерватории Вениамина Пронина - Стас Пронин. Он был концертмейстером оркестра в Орхусе, Дания. Сейчас находится на гастролях в Латинской Америке, затем поедет в Германию с оркестром Баренбойма.

  Все представители одесской скрипичной школы с огромным уважением относятся к своим корням, к педагогам, которые преподавали в музучилище, школе Столярского, консерватории. Из них сегодня в живых остался только Марк Зингер – пожизненный профессор Чикагского университета по классу скрипки.

  Школа Столярского 3 октября станет местом проведения сольного концерта Даниила и Нины Коган – внука и дочери известной одесской скрипачки Елизаветы Гилельс. В память о педагогах состоится органный концерт с солирующими скрипками в Кирхе (он пройдет 5 октября). Памяти потрясающего музыканта Юрия Кузнецова будет посвящен джем-сейшн джазовых мелодий в Литературном музее 4 октября. В рамках фестиваля состоится концерт внучки и правнучек профессора Мордковича – его памяти. Горсад 5 октября станет местом проведения violin-феста «Танцы со скрипкой», в рамках которого прозвучит легкая скрипичная музыка.

  Главным мероприятием фестиваля станет уникальное гала-шоу в Оперном театре «Призрак скрипки в опере». Впервые в мировой практике на одной сцене будут исполнены все скрипичные фантазии. Поскольку писали их скрипачи, эти произведения относятся к сверхвиртуозным. Исполнять их по силам лишь избранным. Но возвращаясь в Одессу, к истокам феномена нашей скрипичной школы, конечно, хочется удивить музыкальный мир неожиданным и оригинальным заключительным концертом фестиваля.

  В Оперном театре в исполнении Сергея Кравченко прозвучат вариации на одной струне Паганини на тему оперы Россини «Моисей». Алексей Семененко и Татьяна Русс представят вариации на тему оперы «Кармен» Бизе-Ваксмана и Сарасатэ. Даниил Коган исполнит фантазию на тему оперы Гуно «Фауст» Венявского. В концерте прозвучат фантазии на темы мюзиклов «Скрипач на крыше», «Нотр-Дам», «Вестсайдская история», опер «Отелло», «Порги и Бесс», «Золотой петушок», оперетты «Летучая мышь».

  Для многих слушателей станут открытием не только редко исполняемые произведения, но и звучание голосов молодых артистов Оперного театра. Дирижировать оркестром будет новатор, главный дирижер фестиваля Александр Самоилэ.

  Приятный сюрприз ожидает юных скрипачей. Захарий Зорин приобрел для них хорошие скрипки, которые ребята получат в подарок.

  Фестиваль «Золотые скрипки Одессы» призван не только помочь и дальше поддерживать традиции скрипичной столицы, но и вернуть те времена, когда обучение музыке считалось частью правильного, гармоничного воспитания ребенка.

«Наверное, ничего нет лучше, чем видеть на улицах Одессы ребятишек со скрипочками. Потихоньку их становится все больше, особенно мальчишек, у которых играть на скрипке получается все-таки лучше. Это так здорово! Вот бы Петр Соломонович порадовался!»,- улыбается Игорь Покровский.

  Да, Столярский, самозабвенно любивший свою работу, когда-то не смог пережить того, что в Одессе в период оккупации разрушили его школу.

  Он ведь не знал, что созданная им уникальная школа не сможет остаться замкнутой в одном помещении, а будет объединять людей, концертирующих по всему миру. Традиции этой школы они будут бережно передавать из поколения в поколение. И третий фестиваль «Золотые скрипки Одессы», надеемся, станет ярким подтверждением всего сказанного.

  Ольга ЖУКОВА.

Новости
Цитата дня

Звернення мера Одеси щодо оплати комунальних послуг

Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

  • 25 июл, 10:47
Статьи

Одесса в ЮНЕСКО: новые возможности и высокая ответственность

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.

  • 05 дек, 12:23

Для украинских детей стартовала новаторская программа «Полет песни»

«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.  

  • 20 мар, 12:45
Пресс-центр
Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Новости партнеров

Реализация проектов благоустройства Одессы

Реализация проектов благоустройства Одессы

Строительная компания «Гефест»
Благотворительная организация «Фонд Бумбураса»
Правовая корпорация
Gastrobar Odessa