Политические образования, которые строятся на преемственности электората, за редким исключением, рано или поздно обречены если не на полный распад и забвение, то на серьезные потери. В Украине в целом, и в Одессе в частности, это правило доказывает «Оппозиционный блок».
Не секрет, что «Оппоблок» после победы Революции Достоинства создавался на обломках Партии Регионов. Его электоральная база на выборах состояла из тех, кто симпатизировал власти в прошлом и не смог (или не захотел) принять события Майдана 2013-2014 годов. Это дало возможность «Оппоблоку» на последних парламентских и местных выборах показать неплохой результат. Но жизнь не стоит на месте, и оппо стремительно теряют вес.
Причин тому несколько. Первая – субъективная. Политическая сила не однородна, с несколькими центрами влияния, что само по себе разваливает и без того не стройные ряды. Еще в феврале на совместной пресс-конференции в Киеве политологи Виктор Небоженко и Вадим Карасев отмечали, что «Оппоблок» может расколоться из-за наличия серьезных противоречий между группами Рината Ахметова и Левочкина-Бойко. К тому же обе они испытывают серьезные затруднения. Железнодорожная блокада Донбасса больно ударила по Ахметову, а венские проблемы Фирташа – по Левочкину с Бойко.
Вторая причина объективная. Избиратели, которые голосовали за «Оппоблок» на последних выборах, все меньше и меньше на него ориентируются. И это логично. По сути бывшие регионалы ничего не могут предложить сегодня. Критикой власти занимаются все, кому не лень.
С аргументами и без. Это модно. В этом модном многоголосии «оппоблоковцы» далеко не выделяются, если не сказать, что выглядят блекло. Социальную, так называемую левую составляющую, людям интересней и интенсивней предлагают местные политические силы.
В результате бывшие сторонники стремительно отворачиваются от «Оппоблока». В одесском регионе утечка происходит по трем каналам.
В области голоса перебирают «Наш Край» и «Доверяй Делам». Те, кто традиционно ориентируются на власть, поглядывают в сторону БПП.
В городе позиции «Доверяй делам» укрепляются не только благодаря бывшим избирателям «Оппоблока», но и за их счет в том числе.
В таких случаях, как писали Ильф и Петров: «Надо мыслить». Остапа Бендера кормили идеи. Идей, которые способны накормить, «Оппоблок» генерировать, судя по всему, не в состоянии. Только с этим можно связать явно деструктивные, если не сказать жестче, шаги.
2 мая – тяжелая для одесситов дата. Трагедия 2014-го года на долгие годы сделала Куликовое поле и Греческую с Дерибасовской в этот день не только местами боли и скорби, но и недвусмысленными точками напряжения. И вот уже не первый год лидеры «Оппоблока» демонстрируют желание попиариться, создавая дополнительные конфликтные ситуации с приездом лидеров, которые якобы хотят помолиться именно в Одессе.
Вера, если это настоящая вера, а не пляски на костях, - в сердце. И Бог искреннего верующего услышит его там, где тот к нему обращается, а не там, где можно сфотографироваться и сделать политическое заявление. Это, судя по всему, господам Бойко и Новинскому понять не получается. В прошлом году им удалось создать вокруг себя информационный повод. В этом, все же приехав в Одессу, такой отдачи они не получили.
Судя по всему, именно с этим связана новость трехлетней «свежести» о том, что деньги, собранные для пострадавших 2 мая якобы использованы не по целевому назначению. Этот откровенный вброс имеет чисто политический смысл и очень мало связан (если вообще хоть как-то связан) с реальной заботой о пострадавших и родственниках погибших 2 мая. И вот почему.
Во-первых, заявление писалось явно впопыхах, иначе трудно объяснить небрежность. В заявлении «Оппоблока», в частности, говорится: «За три месяца не равнодушными людьми было собрано свыше 150 тысяч гривен». Действительно было собрано 153428,5 гривен, но важно отметить, что сбор средств начался 6 мая 2014 года с опубликования сообщения об открытии счета, а распоряжение об их использовании было подписано Геннадием Трухановым уже 14 июля. Другими словами, уж никак не три месяца, сроку – меньше полутора.
В том же заявлении «оппоблоковцы» пишут, что эти средства были собраны неравнодушными людьми. Тех, кто мало следит за общественной и политической жизнью такая формулировка может ввести в заблуждение. Если эту фразу не анализировать, то может сложиться впечатление, что средства собирались с миру по нитке. Это не соответствует действительности! На самом деле почти вся сумма – это взнос одного человека – российского режиссера Никиты Михалкова в размере 400 тысяч рублей. Курс НБУ гривны к рублю РФ в июне 2014-го года колебался от 0.338 до 0.35, т.е. взнос Никиты Михалкова составил (по курсу 0.34 для ровного счета) 136 тысяч гривен.
Другими словами, это практически взнос одного человека. Почему это важно? Цитируем благотворителя:
Поэтому, когда «Оппоблок» подчеркивает, что мэр единолично принял решение, то забывает упомянуть, что моральное право на такое решение ему дал тот, кто внес практически всю сумму в фонд. Что же касается сомнений в законности такого решения городского головы, то тут, похоже, «Оппоблок» решил побить себя сам. Тогда - в 2014-ом году – и об открытии счета, и о взносе Михалкова, и о решении Геннадия Труханова о том, как распорядиться средствами, писали все. Не заметить эту информацию было невозможно! Представители одесского «Оппоблока» наверняка были с ней знакомы, при условии, что их лидер Николай Скорик – человек, который очень хорошо осведомлен в финансах вообще и в государственных финансах в частности, работая в свое время и руководителем системного банка, и министром финансов АР Крым. И если бы это заявление было не политическим вбросом, который понадобился «Оппоблоку» именно в Одессе и именно в мае 2017-го года, то Николай Леонидович, как человек, который действительно заботится о целевом использовании средств помощи жертвам и родственникам трагедии 2 мая, должен был забить тревогу, если не 14-го июля 2014-го года то, как минимум, 15-го или 16-го. Вспомнили же о теме 4 мая этого года. То есть профессионального финансиста и политика это не интересовало почти три года? За что же вы так Николая Леонидовича?
Если собрать все изложенное воедино, то причина становится очевидной. «Оппоблок» стремительно теряет в политическом весе в масштабах страны и Одессы. Понимая это, его лидеры пытаются каким-то образом остановить политическое пике. Сегодня что-то реальное предложить украинцам они не могут. Поэтому нужна встряска, напряжение, возможно, провалы полиции в обеспечении общественного порядка. Но Одесская полиция 2 мая 2017-го года отработала на оценку «отлично». Вот и появляется в преддверии уже 9 мая не выверенное заявление для того, чтоб не успели остыть горячие головы, для того, чтоб тех, кто не успел разобраться в ситуации подтолкнуть к безумству. Ну а, не приведи Господь, такое случится, использовать это уже будет делом техники.
Как относится к подобной стратегии - выбор читателя.
Если отбросить эмоции, то можно констатировать: подобные вбросы не приносят долгосрочных результатов. В конце концов, люди разберутся в ситуации и в лучшем случае для авторов заявления от «Оппоблока» его просто забудут, а не сделают нелицеприятные выводы. Ну а силовики за годы после 2014-го уже получили соответствующий опыт и в состоянии сохранить порядок.
Игорь Киселев.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров