В день завершения последней в ушедшем году сессии Одесского областного совета Облгосадминистрация, дабы вновь привлечь к себе внимание, заявила об обращении в суд по поводу признания незаконными ряда принятых областным советом решений, в том числе и бюджета области на 2017-й год. При этом, правда, за кадром остались моменты провальной работы ОГА, из-за которых в регионе возникли серьезные проблемы. В частности, без средств первой необходимости остались два крупнейших лечебных учреждения – Областная клиническая больница и Областной онкодиспансер. Об этом мы рассказывали читателям в статье «Без вины виноватые». Возможно, чтобы избежать претензий к своей работе, в качестве своеобразной ширмы и была проведена пресс-конференция, на которой прозвучали громогласные обещания подать в суд.
О том, что же происходило на самом деле, мы попросили рассказать председателя постоянной депутатской комиссии Одесского областного совета по вопросам бюджета, финансово-экономической политики и банковской деятельности Евгению АБРАМОВУ.
- Евгения Георгиевна, есть ли объективные причины для обращения ОГА в суд?
- Нет, конечно. В очередной раз люди, неспособные наладить нормальную работу структурных подразделений ОГА, использовали скандал как информационный повод для того, чтобы поговорить о ком-то другом, а не о своей некомпетентности и непрофессионализме.
Сложно комментировать действия людей, с одной стороны, называвших себя реформаторами, а с другой – неспособных наладить элементарный учет и отчетность в подразделениях и службах. Это очень яркий показатель. Ведь с 2003 года, когда местные бюджеты были переведены на казначейское обслуживание, любые нарушения на стадии учета и отчетности бюджетных структур сразу фиксируются органами Казначейства.
В нашей области в 2016-м году сложилась совершенно уникальная ситуация в здравоохранении, когда созданный «командой реформаторов» из двух департаментов департамент здравоохранения и социальной политики в течение года не предоставлял отчетность о своей работе в органы Казначейства, нарушая тем самым требования закона.
- А вообще, насколько законным было объединение двух департаментов, несущих наибольшую социальную нагрузку, в один?
- Есть постановление Кабинета министров, и им утверждена типовая структура облгосадминистраций. Она не предусматривает объединенного департамента здравоохранения и социальной политики. Кроме того, департамент развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, в который добавили управления капитального строительства, земельных ресурсов, архитектуры, тоже не соответствует типовой структуре. В ней нет также департамента «Агентство по вопросам инвестиций и развития», а есть департамент экономики и департамент внешнеэкономических связей.
Вся эта реорганизация, проведенная «великим реформатором», привела к управленческому хаосу и, как следствие, коллапсу. Михеил Саакашвили на всю Украину продемонстрировал, что, если облгосадминистрация не способна работать нормально, то пусть ее не будет никакой. На мой взгляд, если бы отечественное законодательство позволяло областным советам самостоятельно формировать исполнительные органы, мы бы сумели продемонстрировать, что способны гораздо эффективнее руководить регионом, нежели это происходило, когда мы вынуждены делегировать полномочия ОГА.
Возвращаясь к вопросу бюджета, должна сказать: молодая поросль, не имеющая опыта работы (для большинства из них должности в структурах ОГА – это первое место работы!), профильного образования и уважения к специалистам, превратилась в команду разрушителей.
Вы можете себе представить, чтобы на руководящую должность в бизнес-структуру взяли человека без соответствующих образования и опыта? А на руководящие должности госслужбы региона, оказывается, брать можно! Вот и получилось, что у нас каждый суслик в поле агроном.
К сожалению, большинство персоналий в ОГА – это люди, стремившиеся войти в политику через скандалы. А государственного, по-настоящему мудрого и рачительного подхода к делу у них нет.
Бывший директор департамента внешнеэкономических связей Облгосадминистрации Евгения Волынец комментировала проекты, которые командой Саакашвили представлялись в качестве своих разработок. Дело в том, что именно она и ее коллектив специалистов их готовили еще несколько лет назад. А «реформаторы» это все без зазрения совести выдавали за свое!
На самом деле ни одного проекта, программы, грамотно разработанных и подготовленных, за полтора года представлено не было. У департамента развития инфраструктуры и ЖКХ – единственного, через который можно было бы реализовывать какие-то проекты, в течение года заблокированы счета. Связано это с арестом исполняющего обязанности директора департамента, есть еще иски в суд, поданные подрядчиками. В связи с проведением следственных действий по этим делам счета и остаются заблокированными.
Депутаты областного совета нынешнего созыва отработали уже год. Они знают, что в первую очередь надо делать в их округах. И многие проекты можно претворять в жизнь даже зимой. А мы вынуждены были ждать, пока придет новый губернатор и разберется с доставшимся ему непростым наследством. Но ему еще придется приводить в порядок структуру, делать кадровые назначения – кроме сокращения численности, ОГА в период правления Михеила Саакашвили лишилась многих опытных кадров, решать проблемы с разблокированием счетов. Только после этого появится возможность внесения изменений в бюджет и делегирования ОГА тех функций, которые могут быть делегированы по закону.
- А насколько все-таки реальны угрозы ОГА подать в суд на Областной совет?
- Административное законодательство не предусматривает такой возможности, так как принятие бюджета относится к исключительной компетенции областного совета, реализуемой через сессионное решение. ОГА обязана разработать проект бюджета и подать его на рассмотрение сессией. В соответствии с Законом Украины «О статусе депутатов местных советов», каждый депутат имеет право вносить поправки, в том числе и работая в комиссиях. Этим своим правом областной совет и воспользовался.
- Евгения Георгиевна, а какой вариант устроил бы ту Облгосадминистрацию?
- Вариант, связанный с тем, что депутаты выступили бы в качестве кнопкодавов и приняли то, что предложила ОГА. И коллапс в области продлился бы. Думаю, что за полтора года мы сильно разбаловали чиновников Облгосадминистрации. Из-за того, что у Михеила Саакашвили был большой политический карт-бланш, было как-то не принято критиковать его действия, а он предпочитал не соблюдать законодательство Украины.
Это списывалось на то, что Михеил Николозович – бывший президент страны, «политик с мировым именем», как он любил себя называть. Люди, которые появились рядом с ним ниоткуда, посчитали, что им тоже можно не обращать внимания на нормы законов Украины! Как следствие, за все время работы команды Михеила Саакашвили никого не призвали к ответственности за постоянные превышения должностных полномочий, за нарушения на каждом шагу действующего отечественного законодательства. Это и породило полную безответственность. Не зря говорят: наказание должно быть неотвратимым. А здесь, поскольку, как я уже говорила, для большинства работа в ОГА – это первое место работы, опыта нет, а значит, нет и понимания того, что за свои действия надо отвечать, начался беспредел.
- Думаю, что человек ответственный, а не политикан, решивший сделать карьеру любой ценой, не имея опыта и знаний, не пошел бы на руководящий пост в ОГА…
- Конечно. Не случайно, многие, кого грузинская команда готова была оставить, ушли. Они понимали, с кем имеют дело, и понимали, что потом придется нести ответственность.
- Евгения Георгиевна, давайте проиллюстрируем требования ОГА, которые не поддержал областной совет, чем и вызвал гнев с ее стороны…
- Областной совет создал коммунальное учреждение для содержания своего имущества, в частности, административных зданий и Областного информационно-аналитического центра. Облгосадминистрация почему-то решила, что управлять данным предприятием должна она. Областной совет создал предприятие для ускорения процессов информатизации в регионе – Областной информационно-аналитический центр. ОГА вновь решила, что управлять им должна она. Мы несколько раз рассматривали программу «Электронная Одесщина», объясняли, что финансироваться она будет из областного бюджета в интересах советов всех уровней, чтобы сделать их работу более прозрачной и эффективной. ОГА же предлагала передать ей это предприятие вместе с финансированием и не спрашивать, на что выделенные средства будут расходоваться. Если говорить о здравоохранении, то предлагалось все расходы свести в одну строчку в бюджете, без конкретизации. Да еще и не спрашивать, на что выделенные деньги пойдут! Мы делали публичные заявления о ситуации в здравоохранении. Задавали вопросы, почему для Онкодиспансера медикаменты закупались через Областную клиническую больницу? Этого вполне достаточно для начала проверок со стороны правоохранительных органов.
- Еще одной претензией ОГА к Областному совету было то, что руководители коммунальных предприятий (КП) назначались без согласования с ней. Но у меня возникает вопрос: если учредителем КП выступает областной совет, который будет нести ответственность за его деятельность, почему кандидатуру руководителя надо согласовывать с Облгосадминистрацией? Нонсенс. получается…
- Это верх цинизма и наглости. Развалить работу, не выполнить все без исключения делегированные полномочия, а потом еще жаловаться, что с ними что-то не согласовали! Мы не знаем, кто такая Соломия Бобровская. Не понимаем, почему она появилась в Одесской области. Если она такой уникальный, ценный кадр, то почему не реализовывается у себя дома?
В эфире одного из одесских телеканалов Соломия Бобровская рассказывала, что занимается реформой наших музеев. И теперь в них на экскурсии не будут заходить в бахилах. Я подумала: зайти бы в эти музеи и провести инвентаризацию, узнать, остались ли все экспонаты в целости и сохранности после прихода туда так называемых волонтеров. Потому что куда бы ни зашли «реформаторы», после них остается сплошная разруха.
Правильно сказал председатель Областного совета: не надо было срезать имущество ОГА, купленное на деньги Областного совета и арендуемое ОГА за одну гривну в год при условии, что коммунальные услуги полностью оплачивает Областной совет. Это об истории, когда Соломия Бобровская «болгаркой» срезала турникеты в здании ОГА на проспекте Шевченко, лично нанеся тем самым ущерб в сумме 25 тысяч гривен.
Почему-то никого не удивляет, почему в посольство или консульство установлен пропускной режим, почему на прием записывают, почему не обосновывают причину отказа в выдаче виз. А тут имело место яркое проявление того, что называется псевдо демократией и ничего общего с истинной демократией не имеет. Чтобы ничего не делать, люди устраивают шоу. А когда становится ясно, что они сделали глупость, у них уже готово следующее шоу. И так бесконечно.
- После сессии о своем уходе с должности заявила директор департамента «Агентство по вопросам инвестиций и развития» Любовь Шипович. Случайно ли это или ей уже стало ясно, что депутаты на поводу идти больше не будут, имитировать бурную деятельность не удастся, значит, остается только уходить?
- Мне очень нравится ситуация, когда чиновники среднего звена стараются сделать значимое событие из своего перемещения – будь-то назначение или уход. Хотя, как говорится, отряд не заметит потери бойца. Я допускаю, что Люба Шипович вполне могла бы сделать немало хорошего, попади она в команду профессионалов. А она попала в команду популистов, которые очень любят привлекать к себе внимание. Правда, чаще скандалами, а не работой. И в этом заключается главная проблема.
Ольга ЖУКОВА.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров