Смело можно заявить, что собственно поездка исполняющей обязанности министра здравоохранения Украины Ульяны Супрун в Одессу в минувший вторник не явилась приоритетом для Областной государственной администрации.
Отметим, что визит члена Кабинета Министров был подготовлен из рук вон плохо. Основное мероприятие, заявленное целью пребывания, проводилось в гостинице «Лондонская», что на Приморском бульваре. Мест для пришедших услышать информацию о реформе украинского здравоохранения непосредственно от главы профильного министерства не хватило, сотрудникам гостиницы пришлось вносить в зал и расставлять дополнительные ряды стульев. Но даже это не помогло: многим пришлось слушать и.о. министра стоя.
Получается, что при подготовке мероприятия (медики откровенно признавались, что направляли их на него под роспись), руководство департамента здравоохранения и социальной политики Облгосадминистрации не озаботилось тем, чтобы подыскать подходящее помещение, способное вместить всех, и это при том, что большие залы есть в первом и во втором корпусах ОГА на проспекте Шевченко, 4 и на улице Канатной, 83. Тут и сторонником конспирологии быть не надо для того, чтобы предположить: сотрудники Облгосадминистрации госпожу Супрун от кого-то прятали. В любом случае остается загадкой, почему была выбрана как с точки зрения логистики (медики-то ехали со всей области!), так и с точки зрения малой вместимости ее зала неудобная гостиница «Лондонская».
Не совсем ясно и то, собственно зачем приезжала в Одессу Ульяна Супрун. Дело в том, что все сказанное ею уже неоднократно озвучивалось заместителями министра здравоохранения и представителями разных департаментов Минздрава.
Госпожа исполняющая обязанности вновь акцентировала внимание на том, что реформа системы здравоохранения начнется с первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). И уже с 1 января 2017 года каждый человек должен определиться со своим семейным врачом и заключить с ним договор на обслуживание. Новым станет то, что выбрать врача можно не обязательно из своей поликлиники (теперь они называются Центрами первичной медико-санитарной помощи - семейной медицины), к которой прикреплен по месту жительства, а из любой поликлиники города.
И здесь возникает первая проблема. Одесса весьма растянута из одного своего конца в другой, потому лечебные учреждения первичного звена находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга. Из соображений экономии времени, необходимого для того, чтобы добраться до врача, многие пациенты будут вынуждены заключать договоры с врачами из той поликлиники, в которой обслуживаются уже много лет. Особенно характерным подобное явление станет для густонаселенных жилых районов. Это делает, как минимум, спорным утверждение Ульяны Супрун о том, что необходимость заключать договоры дифференцирует медиков на востребованных и невостребованных.
И.о. министра сказала, что для поддержания хорошего профессионального уровня семейный врач должен обслуживать не менее тысячи пациентов. А для того, чтобы успеть обслужить их качественно, — не более двух с половиной тысяч. Но при этом она не ответила на вопросы, какова будет судьба тех специалистов, которым не удастся набрать необходимые 1000-2500 пациентов? А что делать, если к некоторым врачам пожелает попасть, скажем, 3000 человек? Не менее важен и другой вопрос: что делать тем гражданам, с которыми медики не захотят заключать договор? Сразу подыскивать место в стационаре или радикальнее — на кладбище?
Немалое оживление в зале вызвала информация Ульяны Супрун о том, что перешедший на договорную систему семейный врач сможет повысить свою зарплату до уровня 19-40 тысяч гривен. Правда, она добавила, что именно такому специалисту придется заплатить за работу медицинской сестре, оплатить аренду помещения и коммунальные услуги. То есть врач должен стать еще и менеджером для самого себя?! Но это совершенно иная профессия, и не все могут оказаться готовыми к таким испытаниям. В этом заключается вторая, не менее сложная, проблема реформирования первичной медико-санитарной помощи. Кроме того, нехитрые подсчеты показывают, что в итоге реальная зарплата врача, работающего по договорам, может оказаться даже меньше сегодняшней.
И.о. министра пообещала, что уже совсем скоро будет принят закон об автономизации лечебных учреждений. Он позволит медикам привлекать средства по линии международных грантов, меценатов, благотворительных фондов, а также распоряжаться ими по своему усмотрению. Ожидает наших медицинских работников и переход на систему лицензирования. Она должна поддерживать их в тонусе, заставлять повышать свой профессиональный уровень. Перелицензирование придется проходить каждые 2 года.
Отвечая на вопрос о том, нужна ли городу-миллионнику больница Скорой помощи, Ульяна Супрун ответила: каждый город или регион по своему усмотрению предоставляет этот статус больнице интенсивного лечения или многопрофильной больнице, где есть отделение неотложных состояний. Исходя из такого утверждения, в Одессе функции больниц Скорой помощи могут выполнять ГБ №№ 1, 3, 10, 11. По сути, они и теперь принимают пациентов по «Скорой», исходя из своей специализации.
Говоря о ситуации на рынке лекарственных средств, исполняющая обязанности министра отметила, что большинство препаратов в нашей стране реализуются в аптеках по гораздо более высоким ценам, чем в Венгрии, Латвии, Словакии, Польше и Чехии. Несколько изменить ситуацию может введение реферативных цен и механизма реимбурсации стоимости лекарств из утвержденного перечня. Это касается медикаментов, необходимых для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и бронхиальной астмы.
Реферативные цены означают, что стоимость препарата в наших аптеках не должна быть выше самой низкой цены в перечисленных странах, взятых для сравнения. А механизм реимбурсации предполагает возможность приобретения пациентами нужных лекарств по значительно сниженным ценам.
К сожалению, и.о. министра не коснулась вопроса о том, что аптеки массово отказываются участвовать в проекте по реимбурсации стоимости лекарств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, который реализуется уже сегодня. Происходит это потому, что им с большими задержками возвращают компенсацию разницы между закупочной ценой и стоимостью цены реализации медикаментов. Да и документов на получение компенсации приходится оформлять немало. Кроме того, пациенты жалуются, что получить рецепт для покупки препарата по сниженной цене тоже оказывается весьма непростым делом. Если никаких перемен не произойдет, дальнейшая реализация проекта реимбурсации стоимости лекарств может оказаться под угрозой.
В общем, в выступлении и.о. главы Минздрава было много теоретических выкладок, сосредоточенных только на реформировании. Хотя сегодня проблем в здравоохранении накопилось немало. К примеру, так и осталась не выясненной ситуация с закупкой вакцины от гриппа, которая появилась в аптеках гораздо позднее, нежели это необходимо для формирования иммунитета. Ведь прививки надо делать как минимум за 2 недели до начала эпидемии этого заболевания, в противном случае иммунитет просто не успевает сформироваться. Нет химиопрепаратов для онкобольных — непонятно, кто будет закупать (и будет ли вообще!) компьютерные томографы, рентген- и лучевое оборудование для больниц. Туманно будущее «Скорой», которую предполагается передать в руки парамедиков. Да и семейные врачи не торопятся брать на себя функции педиатров. Так что служба поддержки здоровья детей может пострадать больше других. А, значит, и опасность для маленьких пациентов возрастет.
Но ни об этом, ни о других накопившихся проблемах Ульяна Супрун не говорила. Просто потому, что ориентировалась больше на то, что хотела сказать сама, а не на то, что хотели узнать у нее заполнившие зал коллеги-медики и журналисты.
В заключение хочется сказать и о том, что не было официальной пресс-конференции. Это весьма странно, если говорить о визите руководителя ведомства, которое ждут, пожалуй, самые глобальные за последние годы перемены, ведомства, имеющего самую большую социальную значимость. Но у нашего руководителя Минздрава Ульяны Надежды Супрун, судя по всему, какие-то очень уж свои, особенные, приоритеты...
Ольга ЖУКОВА.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров