Жизнь в современной Украине — это ожидание потрясений. В стране родился целый класс людей, которые занимаются тем, что генерируют потрясения. В большинстве своем они шумные, громкие и кучкуются в камуфляже. Абсолютно здоровых — тех, кто хочет построить жизнь без встрясок, достойных корвалола, все меньше и меньше слышно. Мало того, что рядовые граждане молчат, активные их считают какими-то не правильными, плохими и все время мельтешат перед камерами телеканалов в поисках еще больших потрясений.
Сколько уже автор слышал и читал стенаний типа: «Я ему о том, что они такие-сякие, а он мне в ответ о том, что хочет быть подалее от политики. Да я с таким-сяким на одном поле чихать не стану...». И все это очень эмоционально, а зачастую с пафосом! На простой вопрос: «А почему человек не имеет право жить без политики, если он честно платит налоги?", — ответ всегда одинаковый: «Потому, что сейчас так нельзя!».
А как это «так нельзя»? Почему сегодня нельзя быть честным человеком вне политики, вне волонтерской деятельности, вне собраний, собраньиц и разговоров о фронте и правительстве? На этот вопрос социально активные граждане ответ не дают. «Так нельзя!», — твердят они.
Сегодня, увы, очень многие заигрались в революцию и называют любой дебош следованием идеалам Майдана. Только они забывают, что это изначально именно Евромайдан. Именно стремление к европейским ценностям и отказ Януковича от подписания соответствующих документов явились предпоследней каплей, которая вывела людей на улицу, ну, а последняя оказалась у каждого своими. Но сейчас у тех, кто чаще всего громко вспоминает Майдан, гордится своим участием в событиях той зимы, все реже звучит приставка Евро. Может, потому, что европейские ценности за которые ратовали тогда — это верховенство закона и уважение к чужому мнению? Ведь свое мнение в Европе принято аргументировать доводами, а не кулаками или оружием...
Революционеры разделились на романтиков и циников. Циники планируют акции, добиваются каких-то результатов и отчитываются. Иногда отчитываются перед широкой общественностью, а иногда и перед узким кругом определенных заказчиков. Причем, на одной и той же акции те, кто одинаково гордится идеалами Майдана могут оказаться с разных сторон конфликта. Но циников вы одних увидите редко, ну разве что их уж очень демонстративно выпишут из других регионов в конкретные палатки. Чаще циники обрастают романтиками. Романтики — это люди разных возрастов, сословий и рода занятий, которые уже просто не могут без слов «долой», «люстрация», «ватник», при этом обязательно снабжают свою речь буквосочетанием типа «быдло» или еще покрепче. И все они, по их словам, патриоты.
Не будем говорить, что сегодня, увы, тех, кто на «колчаковских фронтах» ранен уже на много больше, чем фронтов. Это, к большому сожалению, понятно и тем, кто был на Майдане и тем, кто был на фронте. Но даже им тяжело разобраться, где самозванец, а где — нет, ведь на это надо время. Кроме подлости самозванства куда важнее другая подлость: словом «патриот» пытаются получить индульгенцию на любую гадость: хулиганство, воровство и даже убийство. И когда такой вот «патриот» совершает преступление, циники замолкают, потому что завтра на его месте могут оказаться они, но подталкивают вперед романтиков, которые начинают, не разобравшись, скандировать, что, мол, патриотов сливают! А обычные граждане продолжают молчать, все больше набираясь отвращением, но самое ужасное, что отвращением и к настоящему патриотизму тоже.
Конечно, нельзя огульно обвинять большинство настоящих патриотов, которые после Майдана пошли воевать на восток в самое тяжелое время, сейчас вернулись и работают, не влезая в уличные склоки. Низкий поклон им, честь и хвала! Но именно их взвешенного, а не площадного, слова сейчас не хватает. Для этих людей патриотизм — не запрос на индульгенцию, это чувство, а чувство, как известно, — состояние интимное, и на столбах его не развешивают.
Но пока обычные граждане работают, гвалт не замолкает. Среди тех, кто решил приватизировать право на патриотизм свои разборки, добазары и стычки, свой рынок целенаправленной патриотической поддержки при активной бездеятельности полиции, которая требует больших полномочий. Только не ясно, полномочий чего, если в пятницу сотруднику полиции разбивают нос, а через несколько дней появляется фотография, где начальник пострадавшего на службе парня жмет руку негодяю, который этот нос разбил? Еще больше полномочий такому начальнику?
Когда Николай Алексеевич Некрасов писал свои «Рассуждения у парадного подъезда», ему наверняка и в голову не приходила мысль, что большевики смогут все парадные превратить в черный ход, а черные ходы задраить для удобства работы НКВД. Но дальше большевикам не приходило в голову, что из оставшегося единственного хода можно сделать свалку в прямом и переносном смысле, но обязательно со словом «патриотизм».
Размышления сегодняшнего дня, конечно, грустные и малоприятные. Как и в 2013 году пока совсем не видно, когда мы придем к жизни, где закон будет старше любых понятий, а понятия не будут подменять Закон. Куда хуже другое. Уже скоро три года исполнится с начала Майдана, а закончить его не дают те, кто этим понятием кормится, заражая псевдопатриотизмом все новых и новых романтиков. И нет сомнений, что будь сегодня выборы, выиграет тот, кто в соей избирательной риторике будет говорить не о дебошах, а о нормальной жизни, потому, что выигрывают всегда те, кто ЗА нормальную жизнь, а не ПРОТИВ чего бы то ни было. Но есть сомнения в том, что это понимают те, кто продолжает играть, делая ставки на воинствующих, кричащих, сжигающих и попросту мусорящих, называющих себя патриотами...
Игорь Киселев.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров