Авторизация
Всемирный клуб одесситов
15.07.2016   16:34

ОМКФ: время расцвета

  15 июля стартует 7-ой Одесский международный кинофестиваль (ОМКФ). С древних времен семерку считали счастливой цифрой, мудрой, божественной и даже магической.

 

  «Знаком ангела» величали ее наши предки и верили, что она приносит удачу. Число семь тесно связано с природой, гармонией и космосом. Это символ духовных поисков и умиротворения, качественных преобразований и значимых достижений.

 

  Из всего сказанного можно сделать простой вывод: ОМКФ появился не случайно, и уже с момента рождения ему была уготована успешная, счастливая судьба.

 

  Одесса, где работали первые кинофабрики и рождалось великое немое кино, не могла остаться городом без кинофестиваля. Потому на смену «Одесской Альтернативе» и «Золотому Дюку» Марка Рудинштейна пришел Одесский международный кинофестиваль, инициатором проведения которого стала Виктория Тигипко.

 

  Вопреки всем пессимистическим прогнозам ОМКФ выстоял и превратился в серьезное событие в мире европейского кино: если во время первого фестиваля за победу боролись всего шестнадцать конкурсных фильмов, то теперь их будет более ста.

 

  В преддверии старта 7-го форума кинематографистов давайте перелистаем наиболее интересные странички минувших фестивалей, связанные не только с конкурсной программой, но ставшие своеобразными визитными карточками ОМКФ.

 

  Все начиналось со Стеллинга

 

  Наверное, одной из самых больших удач ОМКФ можно считать приглашение в качестве председателя жюри первого кинофеста голландца Йоса Стеллинга. Воспитанный на творчестве великих представителей итальянского неореализма Роберто Росселини и Витторио Де Сика, он ценит кино, не загроможденное «говорящими головами», кино с мощным внутренним содержанием. Именно таков его «Иллюзионист» — картина без диалогов.

 

 

  Одним из главных событий первого фестиваля стал специальный показ отреставрированной копии картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Происходил он под открытым небом на знаменитой Потемкинской лестнице. У экрана разместили симфонический оркестр, под чье музыкальное сопровождение и демонстрировался фильм. Сигналом к началу показа послужил удар рынды, с наступлением темноты прозвучавший в морском порту. Так была создана удивительная атмосфера съемочной площадки. А все зрители почувствовали себя чуть-чуть участниками происходящего на экране действа…

 

 

  Не только фестиваль, но и кинорынок

 

  Бытует мнение, что настоящий режиссер рождается к третьему своему фильму, а кинофестиваль – к четвертому-пятому. ОМКФ во многом изменил этот стереотип, так как уже во время второго форума приобрел черты кинофестиваля с мощными традициями: фестивальные показы проходили на трех площадках. Основным центром, как и на первом кинофестивале, стал кинотеатр «Родина», а вечерние показы проходили еще и в «Синема-Сити» и U-cinema.

 

  Кинотеатр «Синема-Сити» также стал местом проведения кинорынка, впервые работавшего в рамках фестиваля. Зал U-cinema на Одесской киностудии вновь принял «Летнюю киношколу». Серию мастер-классов провели для студентов и творческой молодежи специальные гости фестиваля: актеры Ежи Штур (председатель конкурсного жюри) и Джон Малкович, кинорежиссеры Отар Иоселиани и Нана Джорджадзе, американский преподаватель-практик режиссуры и сценарного мастерства Марк Тревис.

 

 

  «Летняя киношкола» была дополнена и новым направлением — «Сценарной мастерской» для сценаристов, прошедших предварительный отбор в конкурсе сценариев.

 

  Как уже говорилось, на втором ОМКФ впервые появились новые направления для профессионалов — работал кинорынок, прошел питчинг (презентация) украинских кинопроектов. Впервые фестивальная внеконкурсная программа была дополнена разделом «КИНО_LIVE» — серией киноконцертов под открытым небом. На новой фестивальной площадке, Ланжероновском спуске, в живом музыкальном сопровождении предстали шедевры немого кино. Фантасмагории Жоржа Мельеса зрителям представляли потомки великого кинематографиста: его правнучка Мари-Элен Лерисси и пра-правнук Лорансом Лерисси. Также в рамках программы «КИНО_LIVE» на Ланжероновском спуске состоялся показ авангардной аргентинской картины «Антенна» Эстебана Сапира в живом сопровождении украинской группы Esthetic Education.

 

 

  Как и на первом Одесском кинофестивале, одним из самых масштабных событий стал киноконцерт на Потемкинской лестнице. 16 июля 2011-го года на ступенях знаменитой одесской лестницы в сопровождении симфонического оркестра, была показана полная версия шедевра Фрица Ланга «Метрополис» (1927 г.). Ее собрались посмотреть более двух тысяч зрителей.

 

  В последний день своей работы Одесский кинофестиваль получил знак отличия от авторитетного международного сообщества журналистов — Голливудской ассоциации зарубежной прессы (Hollywood Foreign Press Association) HFPA, вручающей премию «Золотой Глобус». Почетный знак отличия на фестивале передал член HFPA Габриель Лерман.

 

 

  Переход к арт-мейнстриму

 

  Третий ОМКФ претерпел серьезные изменения в формировании конкурсной программы: на смену фильмам с особым чувством юмора пришли картины высокого художественного уровня, рассчитанные на широкую зрительскую аудиторию (арт-мейнстрим).

 

  Конкурсная программа теперь состояла из  двух отдельных разделов: международной программы полнометражных картин и украинской национальной конкурсной программы.

 

  Соответcтвенно, на фестивале стало работать два параллельных жюри: жюри международного конкурса и жюри национального. Впервые фильмы оценивало и жюри очень уважаемой, авторитетной международной федерации кинопрессы FIPRESCI. А Гран-при вручался по итогам зрительского голосования (на такой смелый, граничащий с наглостью, поступок могли решиться только в Одессе!).

 

  Тот фестиваль запомнился потрясающими почетными гостьями, приехавшими в наш город, звездами мировой величины, — Клаудией Кардинале, Джеральдиной Чаплин и Дэрил Ханна.

 

 

  Фильмом открытия третьего ОМКФ стала итальянская картина Маттео Гарроне «Реальность» — обладатель Гран-при Каннского фестиваля 2012-го года. 

 

  «Летнюю киношколу» впервые дополнила «Школа кинокритиков» для прошедших предварительный отбор молодых кинокритиков.

 

  Третий ОМКФ ознаменовался масштабной презентацией украинских фильмов или ко-продукции с Украиной, находящихся на разных этапах съемочного процесса.

 

  С благословения Кустурицы

 

  На церемонии открытия четвертого ОМКФ, которая прошла 12 июля 2013-го в Одесском оперном театре, публике были представлены члены Международного жюри (его возглавил Александр Роднянский) и фильмы конкурсных программ. А почетному гостю ОМКФ, потрясающему сербскому режиссеру Эмиру Кустурице, был вручен первый приз Одесского кинофестиваля-2013 — «Золотой Дюк» за вклад в киноискусство. 

 

 

  «Не могу поверить, что нахожусь в городе, который описал в своих рассказах Исаак Бабель», — сказал Кустурица. А затем добавил, что очень рад быть в Одессе еще и потому, что в этом городе снимал свои фильмы его любимый режиссер немого кино Александр Довженко.

 

  Сразу со сцены оперного Кустурица поспешил на Потемкинскую лестницу, где вместе со своей панк-фолк группой No Smoking Orchestra сыграл для всех жителей и гостей Одессы.

 

  Внеконкурсная программа того года запомнилась показом совместной работы британского продюсера Майка Лернера, номинированного на премию «Оскар» за фильм «В ад и обратно» (2012), и российского режиссера Максима Поздоровкина — документальной ленты «Показательный процесс: История Pussy Riot».

 

 

  Зрители на Потемкинской лестнице увидели один из величайших шедевров немого кино — фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Восход солнца», получивший в 1929-м году три Оскара — за выдающиеся постановочные достоинства, лучшую женскую роль и лучшую операторскую работу. В 2012-м году по результатам самого масштабного в истории опроса кинокритиков его признали самым великим фильмом немого кино.

 

  Корректная сдержанность

 

  Два последних форума 2014-го и 2015-го годов, учитывая происходящие в Украине события, получились менее масштабными и более сдержанными. Но самое главное заключается в другом: Одесский международный кинофестиваль не прекратил свое существование. Его творческая история продолжилась.

 

  За пять лет (к 2014-му году) на фестивале показали более 400 фильмов, которые в большинстве своем не вышли в широкий украинский прокат. А зрители ОМКФ имели возможность их посмотреть, причем в оригинале. Украинская составляющая программы переросла из простой демонстрации отечественных фильмов в полноценный национальный конкурс. Количество посещений показов ОМКФ превысило аналогичные показатели, например, Московского МКФ. Профессиональная секция фестиваля стала основной деловой площадкой в Украине для продвижения украинских проектов и общения украинских продюсеров и дистрибьюторов, а также возможностью получить новую информацию в рамках мастер-классов и образовательных программ от ведущих экспертов мировой киноиндустрии.

 

  Шестой ОМКФ назвали фестивалем торжества женского взгляда в кино. Дело в том, что Гран-при по результатам зрительского голосования получила Дениз Гамзе Эргювен за фильм «Мустанг». Лучшим украинским полнометражным фильмом национальной конкурсной программы была признана картина «Песнь Песней» Евы Нейман. Еву Нейман также отметило жюри международной конкурсной программы, назвав ее картину лучшим фильмом международного конкурса. А фильмом-закрытием шестого Одесского международного кинофестиваля стал участник конкурсной программы «Особый взгляд» Каннского МКФ фильм «Ан» японки Наоми Касавэ.

 

 

  Совсем скоро стартует 7-й ОМКФ. Пока никто не знает, каким он получится. Но можно не сомневаться, что фестиваль подарит нам новые яркие открытия современного мира кино. История ОМКФ продолжается.

 

  Ольга Жукова

Новости
Цитата дня

Звернення мера Одеси щодо оплати комунальних послуг

Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

  • 25 июл, 10:47
Статьи

Одесса в ЮНЕСКО: новые возможности и высокая ответственность

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.

  • 05 дек, 12:23

Для украинских детей стартовала новаторская программа «Полет песни»

«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.  

  • 20 мар, 12:45
Пресс-центр
Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Новости партнеров

Реализация проектов благоустройства Одессы

Реализация проектов благоустройства Одессы

Строительная компания «Гефест»
Благотворительная организация «Фонд Бумбураса»
Правовая корпорация
Gastrobar Odessa