
За первые четыре месяца 2016-го года общее число преступлений, зарегистрированных в Одесской области, увеличилось на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го года. Таковы данные официальной статистики, представленные прокуратурой Одесской области.
Если в 2015-м году правоохранители в первом квартале зарегистрировали 11 тысяч 303 преступления, то в 2016-м году этот показатель составил уже 16 тысяч 603. При этом, число особо тяжких преступлений увеличилось с 353 до 717, т.е. более чем вдвое, а число тяжких преступлений — с 4 тысяч 379 до 6 тысяч 295 (почти в полтора раза).
Особенно тревожная ситуация складывается в районах области. Сообщения, поступающие оттуда, напоминают лихие 90-е. Правда, тогда происходил передел сфер влияния между преступными группировками, сейчас же от криминального беспредела страдают рядовые граждане.

Сценарий происходящего всегда примерно один и тот же. Преступники узнают, где живет семья успешного фермера или предпринимателя. Затем, невзирая даже на установленные камеры видеонаблюдения, происходит дерзкое нападение на дом. Хозяев избивают, пытают, требуя отдать деньги и ценности. Нападающие, вероятно, насмотревшись криминальных сериалов, а может уже имея достаточный опыт подобных действий или знания, полученные на соответствующей службе, и не желая оставлять следов, по которым их можно будет, при желании, быстро обнаружить, иногда работают не только в перчатках, но и в бахилах.
Местами расправ над людьми с целью завладения их имуществом и средствами становятся Овидиополь, Фурмановка Килийского района, Орловка и Новосельское Ренийского района, где от побоев и пыток раскаленным утюгом умер руководитель местного агропредприятия Михаил Кокош. Его сын уцелел чудом.
На последней сессии областного совета даже продемонстрировали отснятый по следам реальных событий фильм, по сути, крик о помощи, о нападениях и разбоях, чинимых во многих районах области. Люди оставлены один на один с творящимся беспределом. Во всех случаях они говорят о том, что полиция списывает совершаемые преступления на залетных гастролеров. А значит их и искать не стоит, мол, уехали сразу после нападения. Если же местным жителям все-таки удается заставить начать расследование, служители правопорядка тянут время до истечения положенного срока.
В сельской местности должность одного участкового инспектора должна приходиться на 2 тысячи 200 жителей. Исходя из этого, в Ренийском районе их должно быть 15. На сегодня нет и половины. Потому не удивительно, что на место преступления сотрудник полиции может приехать через несколько часов, а то и на следующий день. Это при том, что изменения в отечественном законодательстве (гуманизация карательной системы в соответствии с европейскими нормами) привели к выходу на свободу большого количества людей, не отбывших положенный срок до конца.
При росте безработицы можно не сомневаться, что многие из них будут вынуждены вернуться к прежней жизни и вновь пойдут на преступления. Ну а наш богатый, гостеприимный и теплый край как нельзя лучше подходит для начала нового этапа биографии.
Понимая, что рассчитывать на серьезную помощь правоохранителей не приходится, местные жители начинают создавать добровольные народные дружины, а в Орловке сельсовет и руководство паромного комплекса готовы предоставить участковому жилье и взять на себя часть расходов по техническому обеспечению его работы.
Немаловажную роль в росте уровня преступности играет и то обстоятельство, что теперь полиция вправе арестовать человека только за тяжкое или особо тяжкое преступление. Во всех остальных случаях прокуратуре и полиции предстоит подготовить массу бумаг для суда, чтобы он принял решение о взятии подозреваемого под стражу. Остающиеся на свободе подозреваемые, как правило, времени не теряют, оказывая давление на свидетелей или попросту исчезая в неизвестном направлении.
Нельзя сбрасывать со счетов и большое количество оружия, которое сегодня есть на руках у людей. Подобной ситуации не было даже в послевоенной истории нашей страны.

В фильме, показанной на сессии областного совета, пострадавшие от грабежей и нападений люди задавали вполне резонный вопрос: если нас не могут защитить те, кто призван это делать, можем ли мы защищаться самостоятельно, в том числе и с применением оружия? Здесь тоже возникает любопытная ситуация. Нынешние изменения в законодательстве больше защищают преступника, чем жертву. Потому что, защищаясь от группы нападавших и, например, ранив кого-то из них, человеку придется доказывать, что действительно была угроза его жизни и жизни родственников, и что он не превысил меру допустимой защиты. Согласитесь, достаточно лукавая, даже несколько издевательская формулировка получается.
Кадровые сотрудники правоохранительных органов, зачастую сегодня оказавшиеся не у дел, говорят о том, что гуманизация отечественной системы наказаний в условиях стремительной криминализации общества, повышения уровня агрессии людей и катастрофическом снижения уровня жизни была преждевременной. По традиции, не принимая во внимание особенности нашей ситуации, зарубежный опыт, как кальку, перенесли в Украину. Жертвами этой поспешности становятся простые граждане.
«Преступность подняла голову, и теперь надо быть аккуратным и внимательным самому. Дальше же будет еще хуже — патрульные с этим не справятся, — спрогнозировал в интервью журналистам экс-руководитель управления криминальной разведки, ветеран правоохранительной системы Валерий Кур. — Сегодня пришли молодые реформаторы — силовые ведомства под шумок расхватали политиканы. Это не реформа МВД, это профанация. Сделана одна сотая — дорожная служба. А следственно-оперативная служба «вымылась». На одного опера нагрузка возросла в 40 раз. Пока политики не самоустранятся, ничего хорошего не будет. Профессионалов остались единицы, а их готовить надо 10 лет. Нужно возвращать в органы специалистов, укреплять уголовный розыск, следствие, снова создавать управления по борьбе с организованной преступностью, устанавливать стационарные посты на выездах из города, заняться нормальной подготовкой патрульных полицейских. В противном случае нам придется пережить не самые легкие годы: гражданам останется полагаться только на собственные силы».
Комментарии, как говорится, излишни…
Ольга Жукова
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров