День памяти некоторые политические силы изначально решили превратить в пошлый и не этичный мини-спектакль. Подтверждение тому – флаги с политической символикой. Почему спектакль не этичный вполне очевидно. Те, кто действительно был на Майдане 2013-2014-го годов, те, кто сопереживал или просто внимательно следил за трагическими событиями той зимы, знают, что на Майдане любая политическая символика была запрещена самими «майдановцами».
Там были только флаги Украины и Евросоюза. Тут же маргинальные для Одессы политические силы решили подсуетиться и на чужих смертях, как говорят в народе, «пиарчик забабахать». У думающих людей это вызвало если не раздражение, то недоумение.
Но то, что произошло во время самого мероприятия, перешло любые границы элементарных норм приличия. Во время выступлений главы облсовета Анатолия Урбанского и лидера городской организации БЮТ Григория Гриншпуна их грубо прерывали, требуя разговаривать исключительно на украинском языке. Во время выступления Гриншпуна на него даже напали, устроив потасовку и попытавшись отобрать микрофон.
Давайте разберемся в том, кто прерывал.
На этом видео видно, кто прервал Григория Гриншпуна. Активисты одесского Евромайдана узнали этого человека. Он действительно был частым участником вече возле памятника Дюку, где распространял газету «Чорноморські новини». Но запомнился он любовью не к печатному, а к другому слову: все норовил прочесть стихи, где фигурировало с отрицательной коннотацией слово «жид». И это в Одессе. Тогда организаторы с ним справлялись, отправляя от трибуны и греха подальше. Поэтому неудивительно, что этот персонаж так остро отреагировал на русскоязычное выступление человека с фамилией Гриншпун, хотя это может быть и просто совпадением.
Но даже без этого отвратительного возможного привкуса антисемитизма ситуация ужасна. Достаточно внимательно прочесть и понять смысл каждого слова: герои Небесной сотни погибли на Майдане, основной целью которого была евроинтеграция Украины. Другими словами, они погибли не за обособление страны, а за право украинцев войти в семью разных народов, где полиязычие так же естественно, как возможность дышать.
На Майдане говорили и на украинском, и на русском языках. Совершенно естественным было то, что собеседники говорили на том языке, на котором удобно, и при этом отлично понимали друг друга.
Тут же, в Одессе, опять проявились те, кто решил приватизировать право любить Украину по языковому принципу.
Но радикалам хочется напомнить, что так называемая языковая проблема – это наследие негласной внутренней политики Советского Союза. Те, кто застал СССР, помнят, что через анекдоты и прочие скрытые рычаги насаждались отрицательные стереотипы о том, к примеру, что чукчи и молдаване тупые, туркмены или таджики неопрятные, украинцы прижимистые, белорусы недалекие, болгары жадные, евреи – вообще ужасные и т.д., и т.п. Ну, конечно же «язык межнационального общения» под протекторатом центра вытеснял из бытового общения языки других национальностей.
К чему же сейчас ведут подобные выходки? К попытке построить подобную систему, но с доминирующим украинским языком? То есть, по их мнению, любить Украину можно только на украинском языке. А что же делать тем, кто любит нашу Родину, говоря на русском, молдавском, болгарском или венгерском языках? Как эти крикуны относятся к тем, кто, говоря на этих языках, стоял на Майдане, погиб там, к тем, кто после воевал или сейчас воюет в зоне АТО, говоря по-русски?
Безусловно, выходка маргиналов – еще очень далеко не государственная политика. Политики и нормальные люди с любыми взглядами понимают, что попытка преследования по языковому признаку в любой сфере и в любой момент времени – уродливый атавизм.
Украинский язык должен быть официальным государственным языком, и это, пожалуй, уже ни у кого не вызывает сомнений. Но, вместе с тем, любой вменяемый чиновник, политик и общественный деятель должен понимать и уметь общаться и думать на том языке, на котором говорят большинство людей на той территории, где он работает.
То, как скоро эта простая истина перестанет вызывать сомнения – не вопрос политических взглядов. Это проблема воспитания, нормального человеческого воспитания. Как, впрочем, и то, что скорбеть на митингах или вне их надо не под флагами, а молча, если конечно скорбеть, а не фотографироваться для отчета в Киев о проделанной партийной работе.
Григорий Карпухин
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров