Бытуют довольно извращенные толкования. Создается впечатление, будто пассионарии самого разного происхождения чуть ли не по произволу строили некую Башню Вавилонскую.
На самом же деле этот проект прямо или косвенно финансировался из госбюджета. Выделялись крупные суммы и материалы для создания военного и торгового порта, таможни, карантина, пакгаузов, зданий, сооружений, всей городской инфраструктуры, включая дороги, мосты, колодцы, водохранилища, дренаж, мощение, зеленые зоны, здравоохранение, просвещение и т. д. Да, подрядчиками часто выступали этнические итальянцы, французы, югославяне и др., однако оплату получали от казны, причем крутую. Даже в постройке приватных домов велика роль бюджетных ссуд под символические проценты.
Система многочисленных бонусов тоже подразумевала казенные расходы. Во что, скажем, выливалось многолетнее освобождение одесситов от воинских постоев? То, что за счет бюджета приходилось строить дополнительные казармы, офицерские флигеля, дома для штаб-офицеров, генералитета.
Целую серию типовых домов устроили для средиземноморских переселенцев (Арнаутская Слободка). За казенный счет сформированы все три черты порто-франко. Большинство храмов строилось главным образом за бюджетные средства, как и все основные социокультурные центры.
Сама топография, ландшафт позитивно преображены посредством бюджетных инъекций: отвоевана колоссальная территория Одесского залива: весь порт, вся Приморская ул. и часть Пересыпи - насыпные грунты, снивелированы верховья Военной и Карантинной балок и т. д. и прочее. Поэтому надо понимать, что Одесса - грандиозный государственный проект, проект реализованный и на протяжении долгих лет удивительно успешный.
Разумеется, в его реализацию, в "копилку общественного труда" внесли свой вклад "дети разных народов". Но еще раз подчеркиваю: тезис "Одесса такая по причине стартовой многонациональности" надо поставить с головы на ноги - "Одесса многонациональна по той причине, что такая", то есть изначально технологиями госрегулирования были созданы самые благоприятные условия для самореализации этих "детей".
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров