Одесским Палестинским комитетом получена сегодня из Александрии, сообщала 18 (05) декабря 1914 года «Южная мысль».
«Известия, получаемые из Палестины, очень печальны. Нужда среди евреев в Палестине растет с каждым днем. Еврейские общины в Иерусалиме и Яффе выдают уже ежедневно хлеб в большом количестве, по три четверти фунта каждому. В хлебе нуждаются 50.000 евреев. Идет к тому, что всю Палестину постигнут голод и его последствия. В стране имеется еще хлеб, но в очень ограниченном количестве. Экспорта никакого, и богачи беднеют. Для спасения евреев в Палестине нужны ежедневно 15.000 франков. Просим у наших братьев помощи». Телеграмма подписана директором Англо-Палестинского банка г. Глушкиным и директором александрийского отделения фирмы «Нобель» г. Маргулисом», - отмечала газета.
Одесский комитет (официальное название: Общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине; называлось также Одесским палестинским обществом), легальная организация палестинофильского движения в России (см. Ховевей Цион).
Решение ходатайствовать перед русским правительством о разрешении на основание в России общества помощи еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль было принято на съезде палестинофилов в Друскениках (1887).
Благодаря стараниям А. Цедербаума, в феврале 1890 г. министерство внутренних дел утвердило устав общества. Первое собрание общества состоялось в Одессе в апреле 1890 г. с участием представителей движения Ховевей Цион из разных городов России. Деятельность Одесского комитета продолжалась до 1919 г. Его председателями были: в 1890–91 гг. — Л. Пинскер, с 1891 г. — А. Гринберг (1841–1906), а с 1906 г. — М. Усышкин.
Одесский комитет собирал средства в помощь еврейским поселенцам в Эрец-Исраэль и распространял собранное при посредстве Палестинского управления в Яффе, возглавлявшегося В. Тёмкиным. Средства предназначались как на расширение и улучшение хозяйства, так и на личные нужды поселенцев. Оказывалась также помощь евреям-ремесленникам в Яффе и Иерусалиме; предпринимались попытки наделить землей евреев — сельскохозяйственных рабочих. Однако деятельность Одесского комитета в Эрец-Исраэль стала приобретать чисто филантропический характер: идеалы, вдохновлявшие движение Ховевей Цион, не находили в ней воплощения.
Массовое выселение евреев из Москвы (1891) способствовало переезду в Эрец-Исраэль значительного числа русских евреев, главным образом неимущих. Однако закупка земельных участков в Эрец-Исраэль была организована плохо и сопровождалась спекуляциями, которыми занимались и некоторые члены Палестинского управления. В 1893 г. турецкое правительство запретило русским евреям селиться в Эрец-Исраэль и приобретать там землю, что привело к банкротству Палестинского управления и резкому ухудшению положения Одесского комитета. Многие из Ховевей Цион высказывали недовольство методами работы Одесского комитета. Ахад ха-‘Ам, посетивший Эрец-Исраэль в 1891 и 1893 гг., выразил это недовольство в серии статей «Эмет ме-Эрец-Исраэль» («Правда из Эрец-Исраэль»), в которых подверг резкой критике недостатки колонизационной деятельности Одесского комитета: отсутствие централизованной организации для покупки земли, плохую подготовку поселенцев — и, особенно, систему денежных пособий поселенцам и опеку над ними. Требования недовольных были учтены Одесским комитетом при создании образцового сельскохозяйственного поселения Кастиния (1896).
Оформление политического сионизма (1897) открыло перед Одесским комитетом более широкие перспективы. Он стал единственной легальной сионистской организацией в России. В 1900 г., после того, как Э. Ротшильд передал поддерживаемые им еврейские поселения в Эрец-Исраэль в ведение Еврейского колонизационного общества (ЕКО), Одесский комитет направил для их обследования комиссию в составе Ахад ха-‘Ама и агронома Аврахама Зусмана. В отчетах комиссии говорилось о вреде, который причиняет поселениям опека бюрократического аппарата барона Ротшильда.
В соответствии с предложениями А. Эттингера, которого Одесский комитет командировал в Эрец-Исраэль в 1902 г., было принято решение прекратить филантропическое субсидирование отдельных поселенцев и уделять главное внимание поощрению частной и общественной инициативы в создании и развитии поселений. Нескольким группам сельскохозяйственных рабочих были выделены участки земли и инвентарь на условиях покупки в рассрочку; для них были организованы кредитные кассы; строились дешевые жилища; было принято решение о создании специального рабочего фонда. В 1903 г. Одесский комитет направил в Эрец-Исраэль делегацию во главе с М. Усышкиным, которая должна была организовать деятельность нового ишува. Делегаты поселенцев провели несколько собраний в Зихрон-Я‘акове, на которых были учреждены Организация евреев Эрец-Исраэль (вскоре оказавшаяся нежизнеспособной) и Союз учителей, сыгравший впоследствии важную роль в развитии системы образования в стране.
Одесский комитет организовал в Одессе, Стамбуле, Бейруте, Яффе, Иерусалиме и Хайфе сеть информационных бюро для оказания помощи переселенцам. Он основывал сельскохозяйственные поселения (см. Мошава) и мелкие единичные хозяйства для сельскохозяйственных рабочих (Беер-Я‘аков, 1908; Эйн-Ганним возле Петах-Тиквы, 1908; Нахалат-Иехуда), участвовал в создании винодельческого кооператива «Кармел» (сейчас «Кармел мизрахи»), поддерживал ряд культурно-просветительных учреждений в Эрец-Исраэль (школы, в том числе первые школы с преподаванием на иврите, детские сады), издавал книги и журналы и т. п. Одесский комитет внес первый взнос в фонд, предназначенный на приобретение участка для создания Еврейского университета в Иерусалиме.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров