Ветеран войны, полковник в отставке Толоконников Дмитрий Иванович рассказывает о войне, то, чего не прочесть в школьных учебниках. Например то, как во время боя закончились патроны и они, удерживая позицию в горах Северного Кавказа, несколько дней оборонялись камнями. И выстояли. А еще он вспоминает о психической атаке, которая оказалась в сотню раз страшнее самой мощной бомбежки. А дело было так.
После того, как более недели их взвод удерживал позицию в горах неподалеку от Орджоникидзе, им прислали замену.
Пару дней они отдохнули и вновь были брошены на передовую.
- К месту, выбранному для контратаки, мы шли пешком, - вспоминает Дмитрий Иванович. – «Видите равнину? Там земля, там и будем рыть окопы!», - сказал нам командир взвода. Но место, куда указал он, тоже оказалось каменистым, и мы смогли углубиться только на пятьдесят сантиметров. «Будем с колена стрелять!» - сказал командир и роты стали занимать оборону. Немец провел разведку и через какое-то время на нашем участке навязал нам психическую атаку. Командир собрал всех и сказал: «Вы только не пугайтесь! Я верю в каждого из вас как в самого себя! Я знаю, что вы все меня ненавидите, тем не менее»… Когда мы это услышали, переглянулись, потому что это действительно было так. Командира, молоденького лейтенанта во взводе ненавидел каждый – уж очень он был вредным, каким-то поспешным и даже жестоким – во время затишья он изводил нас постоянными тренировками, оскорблял и даже бил.
- Вы у меня хорошо подготовленные к бою. Мы отстояли позицию в горах, за что все получили медали за боевые заслуги. Выстоите вы и психологическую атаку, - продолжил лейтенант и стал учить нас, как вести себя во время боя.
А в это время немцы под музыку при полном параде шли на нас стройными рядами.
- Запомните, во время психической атаки в бою врагу вначале надо показать штык, а потом стрелять. И не забывайте помочь своему товарищу, который будет находиться рядом, - учил командир, а немцы подходили все ближе и ближе. Уже хорошо были видны их фигуры, и даже знаки отличия. И тогда командир приказал:
- Подготовить оружие к бою!
У нас в патронниках по несколько патронов, палец на курке, штык на уровне бедра – так нас научил лейтенант – только с этой позиции ты сможешь при длинном выпаде попасть врагу прямо в сердце. Мы приготовились и ждем. Я смотрю, а прямо на меня идет немецкий офицер. Но я жду, когда наш командир даст команду. И вот, слышу:
- Внимание взводу! Идите на фрицев и улыбайтесь!
И первым пошел сам, начал колоть одного, второго, помогает себе выстрелом – действует как на картинке учебника!
Я тоже пошел. Иду и смотрю на офицера, который идет на меня. Как учил командир, показываю ему штыком, он делает длинный выпад, я отступаю на шаг – но мы так близко друг от друга, что я вижу его гладкое лицо, голубые глаза… Я сделал шаг назад и прикладом ударил его прямо в челюсть и вывернул ее. Немец упал, и я его заколол. Колол безжалостно…
Много тогда фрицев положили. Те, которые остались живы, убежали, а мы прошли еще шесть километров и заняли новые позиции. За этот бой меня наградили «Медалью за отвагу».
С тех пор прошло много лет. Но я до сих пор помню глаза того немецкого офицера и часто вижу его в своих беспокойных снах.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров