22 апреля 1828 года в Одессе состоялось открытие памятника герцогу Ришелье.
Вряд ли кто из одесситов не знаком с этой надписью на латунной золоченой плите в одной из ниш пьедестала памятника герцогу Эммануилу де Ришелье на Приморском бульваре. Ведь именно ему, «управляющему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем и положившему основание благосостоянию Одессы благодарные к незабвенным его трудам жители всех сословий сего города и губерний Екатеринославской, Херсонской и Таврической воздвигли памятник сей в 1826 году при Новороссийском генерал-губернаторе графе Воронцове». Открыт он был 22 апреля 1828 года и стал первым памятником, установленным в Одессе.
Жители всех сословий и впрямь высоко ценили деяния первого генерал-губернатора и градоначальника Одессы Арманда-Эммануила дю-Плесси герцога де Ришелье и дю-Фронсак, выходца из древнего французского рода. Впрочем, иначе и быть не могло. Ведь «страна, где был заложен сей город, вспоминает полковник И.А. Стемпковский, большую часть военной службы состоявший адьютантом у Ришелье, представляла необозримую степь, где не встречалось ни одного обиталища». За одиннадцать лет герцог сумел превратить нашу Южную Пальмиру в третий, процветающий город Российской империи, известный торговый, промышленный и культурный центр.
Тогда, пишет журнал «Век», «были произведены постройки первых красивых зданий, собор, греческая церковь, католическая церковь, театр, общественный зал для концертов и балов… Улицы были освещены фонарями и начато насаждение деревьев в городском саду и у тротуаров». Вместе с городом росло и благосостояние его жителей – купцов, негоциантов, портовиков, банкиров, ремесленников. По словам И.А. Стемпковского, «одиннадцать лет управления Дюка Ришелье произвели удивительную перемену».
Когда 26 сентября 1814 года герцог Эммануил де Ришелье оставлял Одессу, переселяясь в Париж, куда пригласил его король Людовик ХVIII первым министром Франции, все население Одессы, свидетельствуют очевидцы, «провожало любимого начальника и плакало непритворными слезами». Ришелье оставил в Одессе 2000 домов и 25 000 жителей, все торговые учреждения в цветущем состоянии, торговлю с оборотом на десятки миллионов в год.
Сам герцог тяжело переживал расставание с любимым городом. Уже будучи на родине, он не раз в своих письмах к одесским друзьям обещал приехать в Южную Пальмиру. «Смерть застала Ришелье посреди приготовлений к путешествию на Черное море, сообщает старый друг герцога, одесский негоциант Сикар, он скончался в Париже от нервного удара…». В одном из последних писем Ришелье с грустью писал о том, что «Одесса и весь остальной мир будут цвести без меня». Тяжело переживал кончину герцога и император Александр I. «Я оплакиваю герцога Ришелье, писал он, как единственного друга, говорившего мне истину. Он был образцом чести и правдивости. Заслуги его увековечивают благодарность всех русских людей…».
Когда одесситы получили известие о смерти герцога, граф Ланжерон призвал население собрать средства для создания монумента в честь скончавшегося благодетеля города. Откликнулись не только знакомые и работавшие с Ришелье высокопоставленные особы, но даже и грузчики, простые рабочие. Работу над скульптурой заказали известному скульптору Ивану Мартосу, а отлив бронзовых скульптур и горельефов, украсивших постамент, поручили петербургскому мастеру литейных дел Василию Петровичу Екимову. К слову, его таланту мы обязаны появлением Медного всадника в Петербурге, памятника Минину и Пожарскому в Москве, фонтану «Самсон» в Петергофе и другим. Отлично, как видим, справился Василий Петрович и с отливкой скульптур для памятника Ришелье.
При закладке фундамента бронзового Дюка в его основание поместили монеты, имевшие хождение при Людовике ХVI и Людовике ХVIII, Екатерине II, Павле I, Николае I, а также медальон с изображением герцога, созданный в Париже после его смерти. Бронзовая статуя Ришелье в римской тоге и со свитком в руке была установлена на четырехгранный пьедестал, выполненный известными архитекторами Авраамом Мельниковым и Францем Боффо. А изготовлен он был из розового полированного гранита с берега реки Южный Буг, подаренного херсонским помещиком Скоронинским, отделан мастером П. Джерри. Сам же пьедестал поставлен на усеченную гранитную пирамиду с четырьмя ступенями. На гранях пьедестала в прямоугольных нишах установлены плиты и латунные горельефы, символизирующие земледелие, торговлю и правосудие. На фасадной – латунная золоченая плита с надписью, о которой мы упоминали выше.
На открытие памятника герцогу де Ришелье, писали газеты того времени, собралось множество народа – представителей разных национальностей, населявших тогда наш город. И никого, представьте, не смущало, когда каждый, кто выступал по случаю открытия памятника, говорил на своем родном языке. Впрочем, жители Одессы всегда отлично понимали друг друга. Вот и газеты, освещавшие это событие, напечатали выступления так же, как они звучали, — на русском, французском, итальянском и других языках.
Не стала исключением и газета «Одесский вестник», в номере от 25 апреля 1828 года подробно осветившая знаменательное событие: «Давно с нетерпением ожидаемое открытие статуи герцога Ришелье последовало в прошлое воскресенье, 22 апреля. Там находилось уже многочисленное стечение народа, перед памятником был выстроен батальон Уфимского полка, по углам решетки, окружающей пьедестал, развевалось четыре флага: Российский, Английский, Французский и Австрийский… По данному знаку спал покров, облекавший статую, в это мгновение раздалась пушечная пальба с кораблей, стоящих в гавани. Вслед за ним коммерции советник Сикар, профессора Одесского Ришельевского лицея гр. Архангельский и Пиллар произнесли приличныя речи: первый на французском, второй – на русском, а последний — на итальянском. В заключение батальон прошел вокруг памятника церемониальным маршем».
Стоит ли говорить о том, что памятник дюку, как его с любовью называют многие поколения одесситов, стал для них столь же дорогим, насколько дороги деяния Ришелье для блага нашей Южной Пальмиры. Он служит своего рода счастливым талисманом города, его главной визитной карточкой и достопримечательностью.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров