Насколько поднимутся цены и упадет уровень жизни в наступившем году, почему Валерию Гонтареву, завалившую финансовую систему Украины, оставили на ее месте, и чего ждать в случае дефолта рассказал президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Любые цены зависят от себестоимости производимой продукции, а она – от цены на энергоресурсы, солярку, минеральные удобрения и т.д. Хотя продукты питания у нас в основном свои, но горючее у нас импортное, а минеральные удобрения делаются из импортного сырья.
Стоимость энергоресурсов влияет на курс нацвалюты и, соответственно, на себестоимость. Так что, к сожалению, в 2015 году рост цен может быть даже выше, чем в 2014. Прежде всего – на мясо, на зерно (цены на них взаимосвязаны), на яйца. В меньшей степени можно сдерживать немножко рост цен на молоко. Единственное что, более-менее сохранит уровень цен за счет ручного труда – это овощи. Но фрукты, рыба у нас в основном импортные. Они подорожают. То же касается одежды и бытовой техники.
Что будет происходить с курсом гривны? Видно ли дно падения и каким может быть курс к концу года?
Пока он падает. Если брать черный рынок, то есть какие-то откаты, скачки вверх-вниз, временные стабилизации, но в принципе, тенденция – к девальвации. Она очень сильно заметна, к сожалению, и пока каких-то сигналов на ревальвацию нет.
На конец года спрогнозировать очень сложно. Даже если ситуация в стране успокоится, действительно прекратится война, в стране будет стабилизация, то остается проблема борьбы за власть. Есть три царя – Порошенко, Яценюк, Коломойский, и четко заметно, что на сегодняшний момент у нас троевластие. Каждый из них имеет свой парламент, свое влияние так или иначе, и ведут бесконечные войны, создавая проблемы друг другу.
Только если эта проблема решится, и, наконец-то, у нас из трех царей останется один царь, будет какая-то стабильность. Тогда уже, действительно, можно говорить о восстановлении экономики, стабилизации курса, потому что люди начнут, наконец, деньги в банки нести, плюс олигархи начнут возвращать деньги из оффшоров. Но никто не может ответить, когда это будет. Будет это в этом году или нет, сказать очень сложно.
Можно ли ждать дефолта в этом году? И если он будет, как он повлияет на жизнь наших сограждан, особенно малообеспеченных?
Официального дефолта – нет. Дефолт – это когда мы окончательно заявляем, что не платим по долгам. Но на сегодняшний момент страна уже фактически в дефолте. У нас золотовалютные резервы – $6,5-7,5 млрд. Нам нужно заплатить $12 млрд. Разница получается большая Т.е. с этой точки зрения – у нас дефолт.
Думаю, официально объявленный дефолт никак не повлияет на учителей и пенсионеров. Они и так едва выживают, что будет дефолт, что не будет, им все равно. Дефолт больше всего негативно повлияет на тех, кто сейчас имеет работу, семью, для них он – самая большая опасность. Она заключается в том, что резко вырастет безработица. Дефолт вообще очень сильно останавливает процессы получения любых кредитов для бизнеса, для компаний, аккредитивов. В результате ряд предприятий, даже те, которые сейчас работают, вынуждены будут или остановиться, или работать значительно меньше. Это затронет и малый, и средний бизнес. Останавливается, условно скажем, Днепропетровский металлургический завод им. Г.И. Петровского, и все предприятия, которые возле него обслуживаются, тоже останавливаются. Это означает рост безработицы и падение зарплаты.
Ждет ли нас такое же падение уровня жизни, как после распада СССР?
Этого можно ждать в самом худшем варианте. Но может быть также как и в 1998 году.
Как вы оцениваете политику и действия НБУ по поддержанию курса гривны?
НБУ ничего не делает для поддержания курса гривны. Он потерял контроль, полностью. На сегодняшний момент он фактически создает имитацию деятельности. Но реально контроль он потерял. Сейчас у нас главный валютный рынок – черный. Это ненормально. В принципе, это надо прекращать. Плюс ко всему, тоже не тайна, что большое количество украинских банков не может на сегодняшний момент нормально возвращать депозиты. Население просто вырывает депозиты. Это ненормально. Фактически у нас сейчас коллапс банковской системы.
Что вы думаете о недавнем выступлении Гонтаревой в Верховной Раде?
То, что рассказывала Гонтарева в Верховной Раде, просто смешно. Она перекрутила кучу фактов, придумала неясные цифры, которых нет даже на сайте НБУ, она абстрактно рассказывала о банковской системе, которая не имеет ничего общего с реальной банковской системой.
Она должна была честно прийти сказать: я полностью завалила банковскую систему. Я полностью не знаю, что я должна делать дальше. Я должна уйти. Вот это она должна была сказать. А все, что она рассказывала – это пустые слова. Ее выступление еще раз показывает, что она действительно не знает, что делать, как делать, и как будет дальше.
К примеру, она заявила, что у нас на валютном рынке официальный курс – это гибкий курс. Это абсурд. На сегодняшний момент, и это не тайна, она с помощью ручного управления «рисует» официальный курс, который на 30% отличается от рыночного. О каком гибком курсе может идти речь?
Её слова о том, что население держит деньги в банках, не забирает свои депозиты из банков – это тоже несерьезно. Население не то чтобы не забирает, оно пытается вырвать их оттуда, но не может. На сегодняшний момент у нас есть четыре крупнейших банка Украины, которые вообще не отдают депозиты. Она это знает, но она это не сказала. Она рассказывала какие-то сказки про то, что у нас все нормально. Мало того, она перекрутила статистику по кредитному портфелю. На сайте НБУ написано, что падение кредитного портфеля в гривне – почти 20%. А она заявила, что у нас кредитный портфель вырос на 6%. Как она это получила?
Она взяла кредитный портфель в валюте, пересчитала по нужному ей курсу и получила рост, это откровенная махинация. У нас нет роста кредитного портфеля, у нас падение, и на сайте это четко показано. Не надо заниматься манипуляциями, брать валютные кредиты и пересчитывать в гривну по завышенному курсу и говорить – у нас рост. Это не рост. Это профанация. Такая ситуация. Поэтому, в принципе, можно не обращать внимание на её выступление.
Почему к Гонтаревой не предъявляется никаких претензий со стороны правительства?
Беда заключается в том, что она – человек Порошенко. Естественно, против неё – Яценюк, Коломойский, и они хотят её снять. Но если её снимут, то нет никакой гарантии, что не поставят ли такого же самого.
Т.е. и дальше банковская система будет валиться, как она валилась?
Все может быть, пути Господни неисповедимы. Возможно, что на каком-то этапе, действительно поменяют руководство, поставят специалиста, все можно исправить.
«Чистая математика подтверждает, что с МВФ иметь дело бессмысленно»
Можно ли ждать очередного транша кредита МВФ?
Сложно сказать. Пока, я так понял, по заявлению Яресько, не даст. Она так мягко сказала, что срок не определен, и т.д. Плюс опять же, есть заявление самого Порошенко, что мы предложили новый заключить договор. Что значит новый? Тот договор, который заключили с МВФ на сегодняшний день, он был рассчитан до 2019 года. Скорее всего, они полностью провалили то, что уже есть, МВФ им отказал, и они теперь предложили заключить новый договор на новых условиях. Все. Но где гарантия, что, заключив новый договор, им действительно дадут деньги?
Но если МВФ не даст денег, дефолт будет уже в ближайшем будущем?
Да, но даже если даст, то дефолт тоже может быть. Немножко позже, а может, и сразу. Дел в том, что МВФ, во-первых, не держит своё слово. МВФ обещал, что в 2014 году он нам даст в общей сложности $7,4 млрд. Дал только $4,6 млрд. Это при том, что мы МВФ отдали $3,7 млрд. Чистая математика подтверждает, что с МВФ иметь дело бессмысленно.
Можно ли сейчас назвать ориентировочную дату дефолта?
Об этом говорить сложно. Насколько я помню, самые большие выплаты по долгам в этом году приходятся на апрель. Если мы не заплатим, значит, будет дефолт.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров