Иван Петрович Гайдаенко - писатель-маринист и крупный общественный деятель.
Иван Петрович родился 7 января 1914 г. в селе Семиозёрное Кустанайской области (Казахстан).
Его дед, матрос с броненосца «Потёмкин», после восстания матросов на броненосце вместе с семьёй был сослан в Казахстан на поселение, находившееся в ста километрах от Кустаная. Когда Ивану исполнилось 8 лет, сестра его матери пригласила мальчишку в гости в Одессу, а потом и не захотела его отпускать. Так и стал Иван Петрович одесситом. После окончания 6 класса Иван решил попробовать работать в пароходстве. Потом он не раз с юмором вспоминал свой первый рейс:
- Будучи на практике на одном из пароходов ЧМП, в летнюю жару ночью вышел с одеялом на причал и улёгся в какую-то шлюпку, стоящую на кильблоках, а когда проснулся – мой пароход уже давно ушёл.
Портовики не оставили в беде молодого матроса, посадили его на пассажирское судно.
Хочешь - не хочешь, пришлось вытерпеть и насмешки пассажиров, и нахлобучку от капитана, когда Иван догнал своё судно в Крыму.
Как Иван Петрович потом не раз вспоминал: «Этот случай заставил меня усвоить одну истину: палуба – это родная земля, и от неё отрываться нельзя». В 1932 году он окончил Одесскую мореходную школу.
Первое заграничное плавание Иван совершил на теплоходе «Курск», в Гамбург. В это время в Германии буйствовал кризис. На полках магазинов валялись только старые, т.е. вышедшие из моды вещи, но для нашей страны и такая одежда была «импорт».
Первый выход за кордон запомнился не только заграничными шмотками, но особенно тем, что он, молодой матрос, во время сильного шторма, рискуя жизнью, сумел застропить* и затем закрепить тяжеленные грузовые гини, которые сорвало со штатных мест.
За этот поступок Иван получил благодарность от капитана судна. Эта благодарность свидетельствовала о том, что флотский характер вырабатывается в борьбе со стихиями. И вскоре Ивана ждало более суровое испытание.
В 1936 году Иван Петрович служил матросом на теплоходе «Комсомол», который совершал регулярные рейсы из Одессы в Испанию. В Испании в это время шла гражданская война. Испанские фалангисты во главе с генералом Франко выступили против создания Демократической республики. Фашистский мятеж в Испании поддержали фашисты Германии и Италии. Все честные люди земли старались оказать помощь молодой Испанской республике.
11 декабря 1936 года теплоход «Комсомол» совершал свой очередной рейс из черноморского порта Поти в бельгийский порт Гент. Его трюма были заполнены марганцевой рудой. Перед этим он успешно завершил рейс по доставке продовольствия и оружия в Демократическую республику Испания и обратным рейсом доставил в Советский Союз раненых и детей.
Когда теплоход в соответствии с планом перехода проходил недалеко от территориальных вод Алжира, путь ему преградил франкистский крейсер «Канариас». Командир крейсера, угрожая оружием, приказал экипажу судна покинуть борт. Капитан теплохода «Комсомол» Г.А.Мезенцев принял решение спустить шлюпки, и команда организованно покинула борт теплохода. Капитан теплохода покинул борт последним. Вскоре теплоход «Комсомол» был потоплен фашистским крейсером в нейтральных водах Средиземного моря недалеко от территориальных вод Алжира. Экипаж теплохода был захвачен фашистами и помещён в казематы тюрьмы Пуэрто де Санта – Мария. Моряки с погибшего советского теплохода «Комсомол» подвергались нечеловеческим пыткам и многочасовым допросам, побоям и издевательствам. Эти истязания длились более 3 месяцев, но моряки не сдавались. Наконец, всем членам экипажа «Комсомол» объявили смертный приговор. Потянулись долгие месяцы ожидания смертной казни, но моряки были уверены, что Родина их не оставит в беде.
Советское правительство делало все, чтобы вырвать моряков из застенков франкистской тюрьмы. Эти усилия не пропали даром. Фашисты сначала отменили смертные приговоры, а потом разделили экипаж на три группы. Группа, в которую попал Иван Петрович, оказалась в Германии, в застенках гестапо
Там Иван Петрович и его друзья подвергались ещё и гестаповским пыткам, но и они не сломили моряков. И вот, спустя полтора года после заточения, в камере появился представитель советского консульства. Заключённых предупредили заранее, что разговаривать с советским представителем и задавать вопросы запрещено. Моряки воспрянули духом. Они поняли, что о них не забыли и их скоро освободят.
Чтобы сбить боевой настрой узников, гестаповцы придумали новый трюк: они раздали заключённым фальшивые экземпляры газеты «Правда», в которой моряки с теплохода «Комсомол» объявлялись предателями Родины, и сообщалось, что по возвращении на Родину всех их ждёт суровая кара. Теперь фашисты предлагали им стать гражданами Германии. При этом гестаповцы обещали всем членам экипажа офицерские должности на кораблях и судах фашистской Германии и высокие оклады, но моряки на эту провокацию не поддались.
В апреле 1938 года им удалось вернуться на Родину. Родина встретила своих сыновей достойно. Большинство узников гестапо были отправлены в санатории. Иван Петрович попал в Кисловодск.
Конечно, после полутора лет пыток о продолжении службы на море не могло быть и речи. К этому моменту Иван Петрович уже имел немалый опыт публикаций своих рассказов в различных газетах. Поэтому после лечения в санатории ему предложили должность корреспондента молодёжной газеты в областном городе Луцк ( Западная Украина). Начало Великой Отечественной войны Иван Петрович встретил уже в должности главного редактора молодёжной газеты и активно сотрудничал с журналами «Перец» и «Крокодил». После эвакуации редакции газеты в тыл Иван Петрович расстался с журналистикой и вернулся на флот.
Вскоре, когда И.П. Гайдаенко уже было почти 28, лет его призвали в Военно-морской флот, в часть особого назначения. После прохождения специальных курсов Ивану Петровичу было присвоено офицерское звание, и он был направлен для дальнейшего прохождения службы на Волжскую флотилию.
Корабли Волжской флотилии оказали неоценимую помощь защитникам Сталинграда. Бронекатера, артиллерийские катера и канонерские лодки оказывали защитникам Сталинграда мощную артиллерийскую поддержку, а также доставляли им оружие, боеприпасы и продовольствие и перевозили в тыловые госпиталя раненых. Даже в период ледостава Волжская флотилия эвакуировала из Сталинграда 47 тыс. раненых бойцов.
После разгрома фашистских войск под Сталинградом корабли Волжской флотилии охраняли от налётов вражеской авиации гражданские суда и сами принимали непосредственное участие в речных перевозках. По мере того, как наши войска продвигались на запад, размах деятельности Волжской флотилии сокращался. Бронекатера и артиллерийские катера отправляли по железной дороге на Чёрное и Балтийское моря. Часть моряков Волжской флотилии отправили на пополнение частей морской пехоты, а Иван Петрович попал в Поти, а потом его корабль был переведен в Севастополь.
Демобилизовался Иван Петрович в 1946 году и сразу же устроился штурманом в торговый флот. Теперь у него было уже две специальности: штурман и писатель. Видимо это и определило его дальнейшую морскую судьбу. Как «инженер человеческих душ» Иван Петрович был назначен помполитом на одно из торговых судов. На торговых судах ЧМП И. П. Гайдаенко обошёл весь белый свет. Должность помощника капитана по политической части позволяла ему общаться с более широким кругом моряков и посещать различные представительства и организации, как за рубежом, так и на территории СССР. Это давало ему возможность собирать огромный материал для своих очерков, рассказов и повестей.
Как я уже упоминал, первые повести и рассказы в различных СМИ, автором которых был И. П. Гайдаенко, появились ещё в тридцатых годах. Первая небольшая книга «В коричневом плену», автором которой был Иван Петрович, вышла в 1942 году. Это был очерк, посвященный мрачным месяцам, проведённым членами экипажа «Комсомол» в фашистских застенках в Испании и в Германии. После окончания Сталинградской битвы им были опубликованы ещё два произведения: «Дзот №11» и «Отважные моряки». Эти очерки имели огромный успех и сыграли немалую роль в военно-патриотическом воспитании молодежи, уходящей на фронт.
В мирное время Иван Петрович продолжал активно издаваться. Основной тематикой его произведений, конечно же, были герои из жизни, связанные с деятельностью на море, на кораблях ВМФ и судах торгового флота.
Судите сами:
- пьесы «Капитан Кириллов», «За горизонтом»;
- повести: «О тех, кто в море», «Два берега», «В чужих гаванях», «Пусть светят маяки», «Годы штормовые», «Моя бригантина» и т.д.
Большинство названий этих произведений не оставляет сомнений об их принадлежности к флоту. За свою долгую творческую жизнь Иван Петрович написал 7 пьес, которые с успехом шли в 64 городах СССР; 57 романов и повестей и более 500 рассказов и очерков. Имя И. П. Гайдаенко смело можно ставить в один ряд с известными писателями-маринистами, основателями этого жанра К.М.Станюковичем, А.С. Новиковым-Прибоем, Леонидом Соболевым, Борисом Лавренёвым и др. Активная литературная деятельность не мешала И. П. Гайдаенко так же плодотворно заниматься общественной деятельностью. И это не случайно, ведь все морские произведения Ивана Петровича – это произведения, посвящённые человеку и его сложному миру.
Когда И. П. Гайдаенко сошёл на берег, он по-прежнему продолжал писать о море и моряках, их нуждах и чаяниях. Он никогда не забывал о том, что, как бы человек ни был привязан к морю и флоту, колыбелью любого моряка всё-таки остаётся земля. Поэтому-то в произведениях Ивана Петровича всегда романтика мирно уживается с реалиями жизни. Видимо, поэтому Иван Петрович много лет возглавлял отделение «Союза писателей Украины в Одессе», а потом многие годы, а точнее, с 1969 по 1994 год, возглавлял «Одесский областной Комитет защиты мира».
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров