«Сегодня градоначальник объявил военное положение в городе и градоначальстве во исполнение указа сенату 29 ноября», - сообщала 30 (17) декабря 1905 года газета «Новое время».
«В городе, однако, спокойно. Забастовщики утомились и возвращаются к работам. Настроение вялое, бездеятельное», - отмечала газета.
Напомним, весной 1905 года в большинстве городов России произошел резкий всплеск количества стачек. Не составляла исключение и Одесса, где в мае в забастовках приняло участие около 10 тысяч человек. Катализатором дальнейших событий стало восстание на броненосце «Потемкин», который пришел в Одессу 15 июня. И хотя уже 18 июня он покинул город, за это время в результате стычек и демонстраций было убито 6 полицейских и 7 казаков (трое полицейских было застрелено, остальные погибли от взрывов бомб). Хотя точно установить принадлежность бомбометателей было невозможно, основное подозрение падает именно на анархистов. К этому времени им удалось оправиться от серии арестов в начале года, тем более, что их ряды пополнились новыми участниками.
Идеологом анархистов к тому времени становится Иуда Гроссман, прибывший в город в начале лета. Он отрицал какие-либо формы политической борьбы, делая ставку исключительно на террор. Одной из его идей было минирование улицы Дерибасовская самодельными бомбами, которые предполагалось взорвать одновременно по всей ее длине.
Но кроме этого, в городе существовало и множество мелких анархистских группировок самых разных течений. Их численность колебалась от 7 до 30 человек. Большинство из них, правда, занималось в основном экспроприациями, в основном ограничиваясь суммами не более 100 рублей.
Осенью 1905 года в группе Гроссмана произошел раскол на «анархистов-коммунистов» и «безмотивников». Последние считали, что сама принадлежность к сколько-нибудь обеспеченным слоям населения является достаточным основанием для террора против этих «представителей паразитов-эксплуататоров». Именно «безмотивники» впоследствиии стали участниками самых кровавых терактов в Одессе.
12 октября в городе началась забастовка, которая через три дня переросла в общегородскую. В городе было введено военное положение (которое было отменено лишь осенью 1909 года). В тот же день на улицах Одессы появилось более десяти баррикад, на которых произошли столкновения с полицией и войсками, в которых было убито около 10 и ранено около 80 человек. В стычках на окраинах города (Молдаванка, Пересыпь и другие) погибло около 50 человек. Во время боев анархисты бросили не менее 6 бомб в солдат, полицию и группы «Союза Русского народа».
После этого руководством анархистов было принято решение о начале массового террора. Их центр по изготовлению взрывчатки и самодельных бомб находился в доме № 3 по Треугольному переулку. Там же была расположена и типография.
6 декабря 1905 года первые бомбы полетели в толпу горожан, ожидавших начала праздника тезоименитства царя на Соборной площади. Три самодельных взрывных устройства упали в строй солдат и казаков, охранявших площадь. В результате 16 человек было убито и ранено. Один из бомбистов – Яков Брейтман был убит разорвавшейся в его руках бомбой (качество кустарной взрывчатки было неважным, самоподрывы были обычным делом).
12 декабря в Одессе началась новая всеобщая забастовка. В тот же день на собрании Рабочей группы анархистов было принято решение о взрыве кофейни Либмана на улице Екатерининская.
Этот, ставший самым кровавым в истории Одессы террористический акт, произошел 17 декабря 1905 года. В тот вечер группа боевиков, состоящая из шести человек (Эрдалевский, Шерешевская, Бронштейн, Таратута, Мец, Шашек) с нескольких сторон подошла к кафе. Изготовителем бомб для них был Леон Гершкевич. Страшный грохот взрывов 5 бомб (шестая не взорвалась) потряс центр Одессы. Было убито и ранено около 50 человек и среди них хозяин магазина Бомзе, который совсем недавно отказался давать анархистам деньги.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров