К 12 октября 1941 года советские части, прижатые к Хаджибеевскому лиману, были окружены в «кармане» — линия фронта напоминала своими очертаниями букву S.
Такой фронт позволял советским частям наблюдать и препятствовать всем приготовлениям румынских войск к наступлению, реагируя огнем и маневром по всем направлениям.
Утром 12 октября, после 10 минутной артподготовки, 2-й румынский пехотный полк атаковал Гниляково. 13 октября врагу, после двух дней кровопролитных уличных боев, удалось занять село. Румынские части потеряли убитыми и ранеными около 1 тыс. солдат и офицеров, потери советских частей так же приближались к этой цифре, если учитывать 380 пленных, оказавшихся в полном окружении у Гниляково.
В ходе последних операций противник продвинулся на 1- 2 км вглубь советской обороны 95-й стрелковой дивизии.
Совместно с другим румынским наступательным флангом юго-западнее Татарки, образовывались своеобразные «клещи», которые могли привести к окружению и уничтожению советской обороны между Дальником, Усатово, Гнилой Балкой, Татаркой, разрушить весь вражеский фронт, превратить последние дни эвакуации Одессы в катастрофу.
Однако на этом дальнейшее продвижение румынских частей было остановлено.
Результаты боев имели серьезные последствия. С одной стороны, отчаянное сопротивление советских войск заставило румынское командование думать, что эвакуация войск еще не начата. Оно продолжало готовиться к новому наступлению и ждать прибытия немецких частей. Что касается советского командования, то итоги боев 8-12 октября убедили в опасности поэтапного отвода войск с линии фронта. Было принято решение - эвакуация одним эшелоном в ночь на 16 октября.
Тогда же было решено принять меры по дезинформации противника. На транспорты, идущие в Одессу, грузились огромные тюки, макеты, которые разгружались днем, не скрываясь от разведки противника. В войсках распространялась "Памятка по подготовке к зиме”. Бойцам выдавалось зимнее обмундирование. Под руководством генерала инженерных войск А. Ф. Хренова проводились мероприятия по минированию стратегических объектов, чтобы после захвата города враг не мог ими воспользоваться. В первую очередь это были береговые батареи, командные пункты, склады, портовые сооружения, причалы, электростанции, не подлежащее транспортировке оборудование заводов, фабрик. Ставились минные заграждения на оборонительных рубежах, фронтовых дорогах, аэродромах, на подходах к городу. Назначением этих заграждений было прикрытие отхода наших частей с передовой.Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров