Авторизация
Всемирный клуб одесситов
08.06.2014   10:00

Гражданская война в Одессе как уроки дня сегодняшнего

Гражданская война в Одессе как уроки дня сегодняшнего

Для того, чтобы представить себе степень ожесточённости борьбы за власть в Одессе достаточно перечислить периоды смены властей в городе:

- октябрь 1917 – январь 1918 гг. – борьба Центральной Рады и пробольшевистского Румчерода за влияние в регионе;

- январь – март 1918 г. – в результате январского захвата власти установление Одесской советской республики;

- март – декабрь 1918 г. – власть Украинской державы гетмана П.Скоропатского и оккупационный режим австро-германских войск;

- декабрь 1918 – апрель 1919 гг. – военная интервенция стран Антанты;

- апрель – август 1919 – советская власть, приведшая к „красному террору” в Одессе;

- август 1919 – февраль 1920 гг. – власть Вооружённых Сил Юга России под командованием генерала А.И.Деникина;

- февраль 1920 г. – окончательное установление советской власти.

А теперь немного поподробнее. В самом начале 1918 года власть в городе захватывают большевики. Для усиления борьбы с королевской Румынией, захватившей к тому времени территорию Бессарабии, в Одессу из Москвы был направлен лучший военачальник Украинского фронта М.А.Муравьёв. На его боевом счету были – разгром выступления Керенского-Краснова и взятие Киева.

Прибыв в Одессу только со своей личной охраной, М.А.Муравьёв начал создавать новую армию, предварительно отправив королю Румынии грозную телеграмму, где объявлял тому о своём прибытии и требовал в трёхдневный срок очистить захваченную Бесарабию, иначе доблестные войска «Особой революционной армии по борьбе с румынской олигархией» дойдут марш-броском до Бухареста. Однако провести мобилизацию М.А. Муравьёву не удалось, и он вынужден был телеграфировать командующему Украинским фронтом В.А. Антонову-Овсеенко: «Одесский пролетариат не дал мне ни одного батальона… Регулярные войска отказываются воевать, и в моём распоряжении всего лишь несколько сот красногвардейцев. Повсюду царит измена».

В поисках средств для военных нужд, главком Муравьёв обложил буржуазию города контрибуцией в десять миллионов рублей. Но даже за изрядное жалование, выплачиваемое в штабе «Особой революционной», не наблюдалось наплыва желающих служить новой власти.

С начала марта 1918 г., выполняя Брестские соглашения, австро-германские войска быстро начали продвигаться вглубь территории Украины. Реальной силой, способной противостоять немецкому наступлению большевики не обладали. Ситуацию спасла делегация одесской городской Думы, которая провела с немецким командованием переговоры на станции Раздельная. По условиям соглашения, советские войска и учреждения быстро эвакуировались и только после этого австро-германские части обещали войти в город.

В начальный период оккупации в Одессе наблюдалось полное затишье в политической борьбе. Германское командование даже не разогнало одесский Совет рабочих депутатов, который, потеряв доверие масс, самораспустился уже в июне 1918 г.

Однако вскоре из Москвы поступает команда активизировать подпольную деятельность в городе. Для этого, Москва обильно начинает финансировать большевистское подполье. Дело в том, что из всего многообразия денежных знаков имевших хождение в Одессе, максимальным доверием у населения пользовались старые николаевские купюры. Большевики, захватив Монетный двор, продолжили в неограниченном количестве печатать старые царские рубли и отправлять их одесским подпольщикам.

С апреля 1918 г. по март 1919 г. в одесском подполье активно действовал Г.И. Котовский, выполнявший диверсионную и экспроприаторскую работу. Подпольщиками КП(б)У 1 июня 1918 года было организовано крушение воинского поезда с австрийскими войсками; 20 июня взорваны на станции Раздельная артиллеристские склады; на заводе Анатра было сожжено 62 аэроплана.

Всё это происходило в условия жестокого противостояния с профессиональными контрразведками интервентов и белогвардейцев. По подсчётам некоторых исследователей в Одессе с ноября 1918 года по апрель 1919 года одновременно действовало до 17 различных контрразведок.

В декабре 1918 года дезорганизованные немецкие войска начинают покидать город. Со стороны Раздельной к городу приближаются войска Директории. Большая часть населения с нетерпением ожидала англо-французский десант, который должен был навести хоть какой-нибудь порядок в городе.

Как обычно бывало в гражданскую войну, Одесса не защищалась и на этот раз. В начале декабря войска Директории торжественно вошли в город со стороны Б.Фонтана и железнодорожного вокзала. Французский вице-консул Энно выдвинул требование к украинским войскам о разделе сфер влияния. Таким образом в Одессе сложилась анекдотичная ситуация, когда городские улицы были перегорожены верёвочной границей, вдоль которой важно расхаживали часовые с обеих сторон. (Помните фильм «Зелёный фургон»?)

В этой ситуации решающую роль сыграл полуторатысячный отряд генерала Гришина-Алмазова. Заручившись поддержкой французского десанта, он в двухдневных боях выбил гайдамаков из Одессы. Но удержать город и создать боеспособные белогвардейские части в Одессе генералу Гришину-Алмазову так и не удалось. Командование французским экспедиционным корпусом основную ставку сделали всё-таки на войска директории в противовес Добровольческой армии. При этом центром нового политического образования должна была стать Бирзула (Котовск). Государственный язык оставался украинский, а флаг сохранялся трёхцветный российский с маленьким жёлто-голубым знаком в углу. В это же время новый председатель одесского подпольного областкома С.Соколовская докладывала в секретном послании ЦК КП(б)У: „Одесский пролетариат – это бандиты-спекулянты, гниль... возможно, что мы попадём в самое отчаяное положение, накануне падения Одессы останемся без средств, а в Одессе без денег революция не двигается ни на шаг...”.

5 апреля в город, покинутый франзузами, без боя врываються отряды атамана Н.А. Григорьева. В этот период своей бурной деятельности атаман поддерживал Советскую власть. Сразу за кавалерией, в город потянулись обозы родственников григорьевцев, которые стали активно грабить месное население. С огромным трудом одесскому Совету удалось уговорить командующего Украинским фронтом В.А.Антонова-Овсиенко вывести части атамана Н.А. Григорьева из города на отдых. Только получив выкуп от одесского исполкома, в виде трёх вагонов мануфактуры, Григорьев покидает Одессу и уходит в Александрию. Там он провозглашает себя „атаманом Украины” и призывает население к борьбе с Советской властью. Несмотря на то, что в распоряжении Григорьева находились крупные силы: (около 20 тыс. пехоты и кавалерии, 10 бронепоездов, 52 орудия, 700 пулемётов) частям Красной армии и корпусу войск ВУЧК удалось подавить мятеж атамана. Сам же он был застрелен Н.И.Махно во время личной встречи.

А Одессе ещё предстояло пережить „красный террор”, полгода деникинщины, разгул бандитизма и окончательное установление Советской власти в 1920 году.

Источник: tudoy-sudoy.od.ua
Новости
Цитата дня

Звернення мера Одеси щодо оплати комунальних послуг

Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

  • 25 июл, 10:47
Статьи

Одесса в ЮНЕСКО: новые возможности и высокая ответственность

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.

  • 05 дек, 12:23

Для украинских детей стартовала новаторская программа «Полет песни»

«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.  

  • 20 мар, 12:45
Пресс-центр
Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Детско-юношеский футбольный клуб «Атлетик», Одесса

Новости партнеров

Реализация проектов благоустройства Одессы

Реализация проектов благоустройства Одессы

Строительная компания «Гефест»
Благотворительная организация «Фонд Бумбураса»
Правовая корпорация
Gastrobar Odessa