Утром 30 октября 1891 года на Молдаванке в многодетной семье биндюжника Меира Винницкого и его жены Добки родился мальчуган, которому, по совету раввина, дали имя Мойше Якова. В историю он вошел как Мишка Японец
КРИМИНАЛЬНЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ.
Революцию в Одессе делали бандиты. Об этом умалчивала советская пропаганда. Но открыто говорили современники, причем с разных сторон — как белые, так и красные. Старая большевичка Соколовская емко охарактеризовала одесский пролетариат: "...гниль, бандиты и спекулянты." Об этом говорил и генерал Деникин: "Я не вижу разницы между пролетариатом и криминалитетом". Этот факт подтверждается судьбой красного командира и анархиста Михаила Винницкого, по кличке Мишка Японец, которого очернили и превратили в короля бандитов.
ЧЛЕН ПАРТИИ.
Японцем Мойше окрестили сокамерники по одесским "Крестам", где будущий некоронованный король Молдаванки сидел в ожидании суда за тяжкое преступление — убийство полицейского пристава. Кличка Японец, поначалу-то и кличкой не была. Было "псевдо" — партийное имя, которое давали членам Партии анархистов. Сокамерники же — анархисты Григорий Котовский и Меир Зайдлер — не долго ломали головы, какое псевдо дать юному анархисту, его подсказала своеобразная внешность юнца. Юный Мойше изначально не был бандитом. Он рос в традиционно еврейских кварталах, где витали в воздухе идеи лучшего устройства общества. В 1905 году были организованы отряды еврейской самообороны, куда вступил и юный Мойше Яков. На самом деле, отряды, созданные для обороны, были анархистскими боевыми дружинами с соответствующими задачами. И первым партийным заданием Японца стало раздобыть денег на закупку оружия для отряда. Мойше решил проблему чисто революционным путем — эксом. Эксами (грабежами) не гнушалась тогда ни одна истинно "революционная" партия, достаточно вспомнить Сталина, который в свое время грабил банки. Далее было убийство полицейского пристава, за что сын биндюжника был приговорен к повешению. Но военный трибунал, сжалившись над малолеткой, заменил казнь каторгой.
РОБИН ГУД.
Мишку Японца называла Королем беднота одесских окраин. В голодное время Гражданской войны анархист раздавал экспроприированное добро голытьбе, которая разносила рассказы о фантастической щедрости Короля по всей Одессе. В черной лакированной пролетке он регулярно посещал тоглашних нуворишей с требованием поделиться доходами на благо народное. И делились. Награбленные деньги помогали создавать положительный имидж одесским робин гудам, а помимо того, шли на содержание подпольных ревкомов — на "зарплату" боевикам и закупку оружия.
ЛЮБИТЕЛЬ ДЖАЗА.
Раздавая "гуманитарку" бедноте, Японец успевал еще и активно участвовать в культурной жизни города. И даже слыл поклонником новомодного джаза. В начале 1919 года он познакомился с Леонидом Утесовым при довольно курьезных обстоятельствах. Юного джазмена "обнесла" одесская братва, лишив концертного фрака. Слух об этом дошел до почитателя утесовского таланта Японца, после чего Моисей Вольфович появился в гримерке у певца с букетом белых орхидей. Его сопровождал охранник с огромным мешком фраков и смокингов. Мишка, вручив смущенному Утесову букет, широким жестом кинул мешок к ногам Утесова: "Маэстро, примите в знак вечного уважения к вашему таланту!".
БИЗНЕСМЕН.
Еще в 1917 году Японец познакомился с финансовым гением Нафталием Френкелем, который убедил Короля в том, что деньги должны работать. И Японец обеспечил "крышу" будущему начальнику ГУЛАГа, опередив тем самым свое время на несколько десятилетий. На деньги из бандитского общака он открывает множество артелей, ресторан и кинотеатр. В Одессе "японской" мафии становится тесно, и Мишка со своей бандой берется за порт, контролируя потоки контрабанды. Это приносит Винницкому миллионы, на которые он финансирует свою карманную армию.
КОМАНДИР ПОЛКА.
Следуя революционным убеждениям юности, Японец на собственные средства оснастил целый полк, который гордо назвал "Одесским непобедимым железным полком "Смерть буржуазии". Официально полк проходил по документам как "54-й имени Ленина советский стрелковый полк 3-й армии". В начале лета 1919 года, после помпезного прощального ужина, на котором гуляла "вся Одесса", полк торжественно выступил на фронт. После первого столкновения с петлюровцами, которое увенчалось победой одесситов, в полку началось брожение. Мишка Японец с самого начала конфликтовал с комиссаром Фельдманом, ведь тот пытался "построить" в большевистском духе идейного анархиста Винницкого. Японца поддерживал весь личный состав "железного" полка, люди были не прочь воевать, но не маршировать под команды большевиков. Поэтому вскоре полк устремился назад в Одессу. Вдогонку им бросили конную бригаду старого друга и сокамерника Японца Григория Котовского. На одном из перегонов Мишка был застрелен, а личный состав был изрублен конниками Котовского. Котовскому старый подельник был уже не нужен, как не нужны были коммунистам несколько сотен лихих одесских босяков, не признававших над собой никакой власти.
ВОР И БАНДИТ.
Темные пятна на красном знамени нужно было срочно отмывать. Бандиты-революционеры портили имидж новой власти. И историю переписали. Авантюрист и аферист Железняк и бандит Котовский стали героями, а красный командир и партизан Мишка Японец — бандитом. Первым соврал чекист и конармеец Бабель, лично знавший Японца. Но Бабель был талантлив, и вместо того, чтобы очернить Японца, у него получился романтический образ Бени Крика.
ШТАНЫ НА ПУЛЕМЕТ
Знаменитый фильм "Свадьба в Малиновке" снят по мотивам официозной легенды о Мишке Япончике и его революционном полке.
Сатирический образ одесского бандита, "променявшего на штанишки седьмой пулемет", блестяще сыгранный Михаилом Водяным, отражал официальную картину Гражданской войны. А на Запорожской, 9, в доме, где родился Японец, по мистическому стечению обстоятельств, много позже был снят один из эпизодов "бандитского" сериала "Место встречи изменить нельзя". Финальная сцена, которую многие помнят по крылатой фразе: "А теперь — Горбатый!", снималась в подвале дома, где родился король бандитов и красный командир.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров