18–20 октября 1905 года в Одессе произошел самый кровавый погром за всю историю города: было убито около 400 евреев, 50 тыс. остались без крова.
К началу одесского погрома 18 октября 1905 года Комитету самообороны удалось собрать какое-то оружие и погром, хотя и явился неожиданностью для еврейского населения Одессы, не застал врасплох еврейскую самооборону. Штабом отрядов еврейской самообороны стал Новороссийский университет. В университете действовал Коалиционный совет, в который входили представители различных партий и организаций: социал-демократов (большевики и меньшевики), социалист-революционеров, Бунда, сионистов-социалистов, армянской национально-революционной партии, грузинского и польского землячеств. Автор упомянутой книги писал, как Новороссийский университет стал штабом еврейской самообороны: «Все привыкли в случаях экстренных сбегаться в университет. Также случилось во время погрома: туда сбегались за оружием и с оружием; тут составлялись отряды, сюда приносились известия, здесь на месте выбирался начальник отряда… давались инструкции, и отряд отправлялся. Всем этим заправлял Коалиционный совет».
В отряды еврейской самообороны входили как представители различных партий, так и беспартийные. Среди участников самообороны было много студентов, как христиан, так и евреев. В отряды еврейской самообороны также входили «еврейские рабочие, еврейская молодежь всяких оттенков, очень немного русских рабочих, людей партий, т.е. таких людей, которые твердо пристали к какой-нибудь революционной партии…» .
На стороне еврейской самообороны в Одессе также выступили ученики мореходного училища и рабочие-железнодорожники (и те и другие были христианами). Некоторые из преподавателей Новороссийского университета также приняли участие в самообороне. Среди погибших членов одесской самообороны был доцент Новороссийского университета грузин Клдиашвили.
В Одессе происходили настоящие уличные бои между отрядами еврейской самообороны с одной стороны, погромщиками, войсками и полицией, с другой. Там, где самооборона действовала только против погромщиков, она успешно отражала их нападения. Громилы боялись иметь дело с организованной еврейской самообороной и, видя приближавшийся отряд «везде удирали с криками: «Студенты идут, левольверы!» Но во многих районах города на помощь громилам приходили полицейские и солдаты, которые расстреливали её участников. Если полиция в погромные дни в Одессе задерживала на улице евреев с оружием, их расстреливали на месте без суда и следствия. Впрочем, многие евреи, не имевшие оружия и не участвовавшие в самообороне, также были убиты во время этого погрома.
Отряды организованной, т.е. университетской самообороны действовали в Одессе «со вторника вечера до четверга пополудни: в этот день университет был окружён войсками. Командовавший ими штабс-капитан… заявил, что в случае хотя бы одного выстрела из университета он «сравнит [сравняет – В.Х.] его с землей». После этого отряды самообороны в город более не высылались, так как «кругом университета и на окрестных улицах — повсюду были войска, и всякий отряд был бы мгновенно уничтожен».
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров