18–20 октября 1905 года в Одессе произошел самый кровавый погром за всю историю города: было убито около 400 евреев, 50 тыс. остались без крова.
К началу одесского погрома 18 октября 1905 года Комитету самообороны удалось собрать какое-то оружие и погром, хотя и явился неожиданностью для еврейского населения Одессы, не застал врасплох еврейскую самооборону. Штабом отрядов еврейской самообороны стал Новороссийский университет. В университете действовал Коалиционный совет, в который входили представители различных партий и организаций: социал-демократов (большевики и меньшевики), социалист-революционеров, Бунда, сионистов-социалистов, армянской национально-революционной партии, грузинского и польского землячеств. Автор упомянутой книги писал, как Новороссийский университет стал штабом еврейской самообороны: «Все привыкли в случаях экстренных сбегаться в университет. Также случилось во время погрома: туда сбегались за оружием и с оружием; тут составлялись отряды, сюда приносились известия, здесь на месте выбирался начальник отряда… давались инструкции, и отряд отправлялся. Всем этим заправлял Коалиционный совет».
В отряды еврейской самообороны входили как представители различных партий, так и беспартийные. Среди участников самообороны было много студентов, как христиан, так и евреев. В отряды еврейской самообороны также входили «еврейские рабочие, еврейская молодежь всяких оттенков, очень немного русских рабочих, людей партий, т.е. таких людей, которые твердо пристали к какой-нибудь революционной партии…» .
На стороне еврейской самообороны в Одессе также выступили ученики мореходного училища и рабочие-железнодорожники (и те и другие были христианами). Некоторые из преподавателей Новороссийского университета также приняли участие в самообороне. Среди погибших членов одесской самообороны был доцент Новороссийского университета грузин Клдиашвили.
В Одессе происходили настоящие уличные бои между отрядами еврейской самообороны с одной стороны, погромщиками, войсками и полицией, с другой. Там, где самооборона действовала только против погромщиков, она успешно отражала их нападения. Громилы боялись иметь дело с организованной еврейской самообороной и, видя приближавшийся отряд «везде удирали с криками: «Студенты идут, левольверы!» Но во многих районах города на помощь громилам приходили полицейские и солдаты, которые расстреливали её участников. Если полиция в погромные дни в Одессе задерживала на улице евреев с оружием, их расстреливали на месте без суда и следствия. Впрочем, многие евреи, не имевшие оружия и не участвовавшие в самообороне, также были убиты во время этого погрома.
Отряды организованной, т.е. университетской самообороны действовали в Одессе «со вторника вечера до четверга пополудни: в этот день университет был окружён войсками. Командовавший ими штабс-капитан… заявил, что в случае хотя бы одного выстрела из университета он «сравнит [сравняет – В.Х.] его с землей». После этого отряды самообороны в город более не высылались, так как «кругом университета и на окрестных улицах — повсюду были войска, и всякий отряд был бы мгновенно уничтожен».
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров