Борец Иван Заикин приобрел собственный аэроплан системы Фармана… На днях Заикин прислал в Москву извещение, что едет из Парижа в Одессу, где думает начать в начале июля полеты... Этими сообщениями пестрели газеты в конце июня 1910 года.
Этому событию предшествовало следующее…
Однажды на гастролях в Одессе кумир всей Российской империи, а затем населения городов и сел всего Советского Союза Иван Заикин увидел, как в небе парит аэроплан, и решил, что обязательно станет авиатором. В то время летчиков в России можно было по пальцам пересчитать. На показательных полетах можно было заработать, и спонсорами Заикина стали одесские купцы Пташниковы.
Атлет прошел курсы авиаторов во Франции. В 1910 году Иван Заикин совершает серию показательных полетов на самолетах по городам России. Его манил риск, новые ощущения в авиации. И, возможно, он начал бы успешную карьеру воздухоплавателя, если б не роковое обещание покатать знакомого писателя Куприна.
Они встретились вновь в Одессе, где Заикин выступал уже не как атлет, а в качестве авиатора. Выписывал круги над аэродромом на радость публике, катал храбрецов. На трибуне оказался и писатель Куприн.
«В это время, Бог знает почему, я поднял руку кверху и помахал кистью руки. Заметив это, Заикин наивно и добродушно размял толпу, подошел ко мне и сказал: „Ну что ж, Лексантра Иваныч, полетим?" — напишет позже чудом спасшийся автор „Олеси" и „Гранатового браслета" в своем очерке „Мой полет".
Кто-то нацепил на писателя меховую шапку, и вот уже Заикин с Куприным идут к аэроплану. Взлетели, поворот и вдруг…
„Сначала я видел Заикина немножко ниже своей головы. Вдруг я увидел его голову почти у своих колен. Ни у меня, ни у него (как я потом узнал) не было ни на одну секунду ощущения страха. Я каким-то странным равнодушным любопытством видел, что нас несет на еврейское кладбище, где было на тесном пространстве тысяч до трех народа…" — рассказывал Куприн.
В этот момент Заикин круто повернул, уводя аэроплан от толпы, решив, очевидно, пожертвовать двумя жизнями, но спасти ещё несколько. Упади аэроплан в зрителей, жертв было бы не избежать.
К счастью, и пилот, и пассажир остались живы. Но в небо Заикин больше не поднялся. Спонсоры Пташниковы забрали его летательный аппарат, несостоявшийся авиатор вынужден был вернуться на арену, чтобы заработав деньги вернуть их купцам за разбитый аэроплан. А писатель Куприн ещё долго корил себя и принародно признавался, что он и только он один виноват в крушении аэроплана, и надеялся, что Заикин не обижается на него.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров