Раньше в Одессе многие занимались благотворительностью. Это считалось хорошим тоном: раз у тебя есть деньги и возможности, – помогай ближним. И совсем не обязательно было знать нуждающихся в лицо, или же самим нуждающимся знать имя своего добродетеля. Добрые дела порой совершались тайно, а личности спасателей оставались засекреченными под грифом «пожелал остаться неизвестным». Если б не документы или воспоминания современников, о многих из них так никто бы и не узнал.
В нашем городе благотворительность чаще всего касалась архитектурных сооружений. На меценатские деньги возводились церкви, школы и приюты для бедных. Но все они были заведениями временного пребывания: в церковь бедняки шли за спасением души и утешением; в школах, до своего совершеннолетия, учились сироты. А в приютах можно было согреться, покушать горячего, переночевать, а набравшись силы – уйти в никуда. У бедняков не было места, о котором говорят обычно «а вот здесь я живу, это мой дом». Изменилась ситуация на рубеже 1880-х и 1890-х годов, когда Одесса украсилась крупнейшим, по тем временам, жилым комплексом дешёвых квартир под общим адресом Канатная, 81 (http://archodessa.com/all/kanatnaya-81).
Инициатором строения выступил человек, который при жизни был достаточно неприметным, хотя обладал немалым состоянием и работал помощником секретаря Одесского коммерческого суда. Его имя – Павел Захарович Ямчитский. По посмертному желанию этого одесского благодетеля, вблизи Куликового поля, по примеру Петербургского общества дешёвых квартир, было выстроено здание, носящее его имя (Павловское), для проживания в нём тех граждан города, которые именовались в народе «бедняками». Квартировали в нём за довольно скромную уплату, а в уважительных случаях и бесплатно. Жилой корпус дешёвых квартир представлял собой шестикорпусной ансамбль. Над его возведением трудилось не мало мастеров. Первый корпус расположено на углу улицы Канатной и Итальянского бульвара. Своим зданием, архитектор Ф. В. Гонсиоровский, разработал генеральный план застройки квартала (в пределах улицы Канатной, Итальянского бульвара, переулков Орликова и Ямчитского). Н. К. Толвинский, продолжавший возведение комплекса, отчасти следовал этому плану, застроив четырьмя корпусами периметр обозначенного квартала, сохранив этажность ансамбля и общую стилистику с корпусом Гонсиоровского. Сам комплекс зданий имеет интересную особенность. По сведениям некоторых краеведов, все квартиры в нём изначально были двухкомнатными и только такими. Все, что стали больше или меньше комнатными, были перестроены жильцами. Ещё особенность в том, что в зданиях не существовало ванных комнат и чёрных ходов, так как дома были построены для обедневшей интеллигенции, которая не могла позволить себе содержание прислуги. Незадолго до завершения строительства, в ноябре 1893 года, в одном из корпусов Толвинского открылось Народное училище для детей, живущих в здании. Их обучение, а также учебные книги и пособия были бесплатными. При Павловском доме имелся постоянный врач, услугами которого жители комплекса могли пользоваться «за спасибо». Лекарства и необходимые на первых порах медицинские пособия больным предоставлялись из домашней аптеки при конторе здания. Местоположение училища, лавок и домовой клиники, к сожалению, неизвестно. По данным на тот же 1893 год, в Павловских зданиях квартировали шестьсот сорок один человек обоих полов, 32 из них денег за проживание не платили.
Последний 6-ой корпус расположился в самом центре образованного квартала. Это здание-загадка: данные о точной дате его строительства, а также об авторе проекта отсутствуют. Анализируя архитектурное решение корпуса, можно найти параллели с творчеством архитекторов Л. М. Чернигова и А. Б. Минкуса. Корпус № 6 радикально разнится с окружающей застройкой. Это четырёхэтажный параллелепипед в стиле геометрического модерна. Планировка здания необычна для жилой архитектуры и существует вероятность, что корпус № 6 проектировался под размещение различных контор и служб Павловских домов. Он был построен несколько позже основного внешнего комплекса. Три этажа занимали квартиры, а на четвёртом когда-то располагался танцевальный зал. Потому именно в квартирах этого этажа (в которые был перестроен танцевальный зал) сохранился паркет. На всех остальных этажах паркета не было. Ещё особенность дома в том, что многие (но не все) квартиры имеют кухни, выходящие в фонарь (внутренний маленький двор), сюда же выходят и окна некоторых санузлов. А вообще в доме практически 7-8 вариантов планировок квартир. И квартиры похожи друг на друга только, если расположены одна над другой по стояку. Ещё одна особенность дома – небольшое число балконов, которых почти нет.
Кроме Комплекса Павловских домов дешёвых квартир, дворик на Канатной может похвастаться старинной голубятней и наливным колодцем тех времён.
Павловские дома дешёвых квартир успешно исполняли свои функции до самой революции. Функции эти не изменились и в советские времена, однако, как и большинство дореволюционных многоквартирных домов Одессы, здания комплекса подверглись перепланировке и «уплотнению». Дальнейшую историю домов нельзя назвать бурной. В 1923 году по адресу ул. Ямчитского, 2 (т. е. именно по стороне комплекса зданий дешёвых квартир) значился I-й Родильный дом.
В 30-е годы Павловскими домами прошлась очередная волна реконструкций, изначальная планировка была окончательно нарушена, однако общие её очертания сохранились. На протяжении советского периода, годами не ремонтировавшиеся здания приходили в запустение, ветшали и теперь их состояние сложно назвать даже удовлетворительным. Сегодня комплекс Павловских домов дешёвых квартир ценен не только с архитектурно-градостроительной и исторической точки зрения, но и как своеобразный памятник щедрой благотворительности одного забытого всеми одессита – Павла Захаровича Ямчитского.
Статья подготовлена по материалам сайта «Архитектура Одессы»(http://archodessa.com/). Авторы проекта – два одесских фотографа Александр Левицкий и Дмитрий Шаматажи – третий год подряд фотофиксируют памятники архитектуры. Ребята задались целью отснять в деталях более 1400 домов нашего города и разыскать их историю.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров