Одесса с 5 августа по 16 октября 1941 г. держала оборону 73 дня, в то время как у Гитлера ушло чуть более 30 дней на захват Бельгии, Голландии и Франции.
А вот оккупация Одессы длилась с 16 октября 1941 г. по 10 апреля 1944 г. – 907 дней! За это время погибли 82 тыс. мирных жителей, еще 78 тысяч были угнаны на принудительные работы в Германию.
В основу плана обороны Одессы легла директива Ставки Верховного Командования главнокомандующему Юго-Западным направлением и командующему Южным фронтом, в копиях – командующим Юго-Западным фронтом и Черноморским флотом от 5 августа 1941 г. Директива требовала: "Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот". После упорных боев войска Приморской армии отошли на передовой оборонительный рубеж, находившийся в 20-25 км от города, и задержали здесь врага. Фланги этого рубежа, строительство которого было закончено лишь в ходе обороны, упирались в естественные преграды – Днестровский и Аджалыкский лиманы, прикрывавшиеся огнем корабельной артиллерии. Второй, или основной, оборонительный рубеж был создан в 15 км от города, третий создавался почти на линии городской черты. В городе строились укрепления, огневые точки, противотанковые препятствия на случай уличных боев. На строительство оборонительных рубежей на подступах к Одессе вышло более 100 тыс. человек.
В ходе развертывания сил флота для обороны Одессы был создан специальный отряд кораблей северо-западного района, который базировался на Одессу и находился в полном подчинении командира Одесской военно-морской базы. Отряд имел в своем составе крейсер "Коминтерн", дивизион канонерских лодок, два эскадренных миноносца, бригаду торпедных катеров, тральщики, катера-охотники и другие корабли. Командиром отряда был назначен контрадмирал Д.Д. Вдовиченко, военкомом – батальонный комиссар Я.Г. Почупайло. Для усиления сухопутной обороны Одессы были сформированы части морской пехоты. К исходу дня 8 августа участок обороны занял 1 -й Черноморский полк морской пехоты, сформированный из личного состава частей Одесской военно-морской базы, в тот же день был сформирован 2-й Черноморский полк морской пехоты.
После неудачного наступления в Восточном секторе немецко-фашистское командование, подтянув свежие силы, начало атаки в районе стыка Южного и Западного секторов обороны, развернув к 18 августа наступление против Одессы по всему фронту. Складывалась чрезвычайно сложная обстановка. В Восточном секторе контратаками частей морской пехоты, одного пехотного полка и огнем корабельной артиллерии были отражены атаки двух дивизий немецко-румынских войск. В течение многих дней части морской пехоты при поддержке артиллерии сдерживали здесь натиск вражеских войск. Противник, не жалея сил и средств, пытался прорваться к морскому побережью в районе Григорьевка, Фонтан, чтобы вести оттуда огонь по порту и транспортам, обеспечивающим снабжение города, а также по кораблям, артиллерия которых оказывала поддержку сухопутным войскам. Об ожесточенности боев в Восточном секторе можно судить хотя бы по тому факту, что такие опорные пункты, как Щицли и Булдинка, неоднократно переходили из рук в руки. В результате решительных атак морской пехоты, поддержанных корабельной и береговой артиллерией, прорвавшиеся в районе Щицли вражеские части были окружены и полностью уничтожены.
Для пополнения соединений Одесского оборонительного района в Крыму было сформировано шесть отрядов моряков-добровольцев общей численностью около 4 тыс. человек. На боевых кораблях и быстроходных транспортах 22-29 августа они были доставлены в Одессу. По распоряжению Ставки ВГК 30 августа – 1 сентября в Одессу были перевезены с Кавказа десять маршевых батальонов (10 тыс. человек). 1 сентября из частей Восточного сектора и добровольцев была сформирована Одесская стрелковая (потом она называлась 421 стрелковая дивизия). 15 сентября Верховное Главнокомандование обратилось к защитникам Одессы с призывом продержаться 6-7 дней, в течение которых им будут доставлены подкрепление и вооружение. Воодушевленные обращением, защитники героического города отразили наступление на всем фронте обороны, начатое противником 15 сентября. 16-20 сентября из Новороссийска в Одессу была перевезена 157-я стрелковая дивизия (командир полковник Д. И. Томилов). Было решено силами 421-й Одесской и прибывшей 157-й стрелковых дивизий нанести контрудар. Военный совет Черноморского флота принял решение поддержать наступление наших войск в Восточном секторе, высадив десант в тыл противника в районе Григорьевки.
В ночь на 22 сентября внезапно высаженный в районе Григорьевки десант при поддержке корабельной артиллерии начал стремительное наступление. Успешно действовал в тылу противника и отряд парашютистов, который уничтожил командный пункт и нарушил связь, что в значительной степени дезорганизовало противника. Утром 22 сентября войска Одесского оборонительного района, находившиеся в Восточном секторе, перешли в наступление. Сломив сопротивление противника в районе Фонтана, они продолжали преследовать его части, отступавшие в северном и северо-западном направлениях. В результате согласованных ударов морского десанта, сухопутных войск, авиации и кораблей флота к исходу дня фланговая немецко-румынская группировка, состоявшая из двух пехотных дивизий, была разгромлена. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными около 6 тыс. солдат и офицеров.
Продвижение немецких войск к Перекопскому перешейку и возросшая угроза Крыму не могли не сказаться на обороне Одессы. К концу сентября 1941 г. Одесса оставалась в глубоком вражеском тылу. Дальнейшая ее оборона в этих условиях становилась нецелесообразной. Ставка ВГК приняла решение эвакуировать Одесский оборонительный район и за счет его войск усилить оборону Крымского полуострова. Эвакуация началась 1 октября. Чтобы дезориентировать противника и скрытно провести эвакуацию войск, наши части на отдельных участках фронта предприняли ряд контрударов. Так, в районе Сухого Лимана, на его восточном берегу, был опрокинут и сброшен в лиман вражеский офицерский батальон. Было захвачено много пленных.
Эвакуация прошла скрытно, и только спустя некоторое время противник догадался об уходе войск из Одессы. К вечеру 16 октября его передовые части вошли в Одессу. Во второй половине дня противник бросил против кораблей и транспортов, находившихся на переходе морем, авиацию. Однако надежное прикрытие с воздуха обеспечило переход без потерь. Погиб только транспорт "Большевик" без личного состава. В воздушных боях советские истребители сбили 17 самолетов противника. Кроме того, три самолета были уничтожены зенитчиками. Эвакуация Одесского оборонительного района, проходившая с 1 по 16 октября, была успешно завершена. За это время было вывезено до 86 тыс. защитников Одессы с боевой техникой и вооружением и 15 тыс. человек гражданского населения. Только в ночь на 16 октября из Одессы было эвакуировано 35 тыс. советских воинов.
Защитники Одессы проявили патриотизм, мужество и воинское мастерство. Многие читали рассказ Леонида Соболева «Батальон четверых». Его сначала восприняли как легенду; даже видавшие виды черноморские моряки сомневались в его достоверности. А описываемый Л. Соболевым эпизод произошел под Одессой в дни ее обороны. Их было пятеро. Пятеро моряков-десантников против роты гитлеровцев. Но одного из них, Леонтьева, тяжело ранило в самом начале боя. Четверо героев: Негреб, Перепелица, Котиков, Литовченко – стреляли до тех нор, пока не кончились патроны. Потом схватились с фашистами врукопашную. Моряки не только пробились к своим, но и вынесли с поля боя раненого товарища. Что помогло отважным? Несомненно то, о чем сказал один из них – Перепелица: «Один моряк – моряк, два моряка – взвод, три моряка – рота... Сколько же нас? Четверо?.. Батальон, слушай мою команду».
Ровно сто вражеских самолетов уничтожили только в воздухе, защищая небо Одессы, истребители 69-го гвардейского Краснознаменного авиаполка. Его называли в армии и городе Одесским, так как он был здесь единственным авиационным полком.
Поистине легендарным было имя Нины Ониловой. Ее часто называли Анкой. Комсомолка с одесской трикотажной фабрики попала в Чапаевскую дивизию, стала медсестрой. Потом, освоив пулемет, она и стала бесстрашной Анкой-пулеметчицей. Нина Онилова истребила сотни фашистов. Воевала она и в экипаже одного из танков.
Одним из прославленных снайперов одесских рубежей стала Людмила Павлюченко. 187 оккупантов уничтожила она за время обороны города. И Нина Онилова и Людмила Павлюченко были удостоены звания Героя Советского Союза.
Защитники Одессы с честью выполнили поставленную перед ними задачу. На протяжении 73 дней они стойко отбивали атаки немецко-румынских войск, сковав более 18 неприятельских дивизий, что значительно облегчало положение наших войск на других направлениях Юго-Западного фронта. За период обороны Одессы враг потерял убитыми, ранеными и пленными свыше 160 тыс. солдат и офицеров. Несмотря на превосходство противника в живой силе, артиллерии и танках, советские войска, оборонявшие Одессу, во взаимодействии с Черноморским флотом замедлили вражеское наступление на всем южном крыле советско-германского фронта.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов

Одеська міська рада направила до уряду звернення, щоб мешканці пошкоджених неприватизованих квартир могли отримати компенсацію. Відповідний проєкт було ухвалено на XXXV позачерговій сесії ОМР.

В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
Новости партнеров