Седьмого апреля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося украинcкого режиссера, актера, драматурга, историка и теоретика сценического искусства, педагога, одного из организаторов всеукраинского Театрального музея — народного артиста СССР В.С. Василько.
Василь Василько (Василий Степанович Миляев) родился в 1893 году в селе Бурты нынешнего Шполянского района Черкасской области, в многодетной семье Степана Платоновича Миляева, главного бухгалтера у помещика Ханенко.
Учась в гимназии в Киеве, Василий Миляев принимал самое активное участие в любительских спектаклях. Затем талантливый гимназист попробовал себя и на профессиональной сцене: исполнил в театре Бергонье роль одного из часовых в спектакле «Гамлет», что было для него вершиной счастья. Став же студентом историко-филологического факультета Киевского университета (1913 — 1916 г.г.), Василий продолжает учиться театральному делу на практике. В 1915 году он вошел в состав «Общества украинских артистов при участии М.К.Заньковецкой и Аф.К.Саксаганского под руководством И.А.Марьяненко», на сцене которого начал выступать под псевдонимом Василько.
Необыкновенно наблюдательный человек, Василько впитал в себя артистизм Николая Садовского, вдохновенное перевоплощение Марии Заньковецкой и острохарактерную комедийность Афанасия Саксаганского. Каждое мгновение, проведенное рядом с великими артистами, Василий Василько называл священным.
С 1917 года его жизнь и творчество оказались связаны с именем Леся Курбаса, который именно в это время создал «Молодой театр». Работа в «Молодом театре», далее в «Березиле», способствовала духовному росту творческой личности, пониманию мира тетра.
С 1919 года Василий Василько работал как театральный педагог. С 1920 года — начал режиссерскую деятельность.
Воспитанный на традициях реалистического народного театра, он все же стремился к созданию новых сценических образов, выразительного сценического языка, к эксперименту. Ведь судьба подарила ему встречу с основоположником модерного (новаторского) украинского театра Лесем Курбасом, который сыграл, как мы знаем, определяющую роль в формировании режиссерского дара В.Василько. С коллективами «Молодого театра» и театра «Березиль» (1918 — 1926 гг.) связаны лучшие роли, первые режиссерские шаги. Вместе с Курбасом Василько принимал участие в постановке спектакля по поэме Т.Шевченко «Гайдамаки» — его первой и на всю жизнь режиссерской любви.
Успех молодому режиссеру принес поставленный на сцене театра «Березиль» (1925 г.) спектакль «За двумя зайцами» по комедии М. Старицкого.
Василько стал одним из самых популярных режиссеров Украины. Его работы отличались яркой театральной формой, были зрелищны и глубоки по содержанию, заложенной в них мысли. Василия Степановича приглашают возглавить новосозданные тетры в Одессе, Харькове, Донецке, Черновцах…
В харьковском Краснозаводском театре В.Василько осуществил постановку комедии-феерии И.Кочерги «Марко в аду» (1929г.). Спектакль имел огромнейший успех. В Черновицком театре режиссер Василько впервые осуществил инсценировки произведений О.Кобылянской «Земля» и «В воскресенье поутру зелье собирала...», которые обошли едва ли не все театры Украины, были поставлены в США и Канаде.
На одесской украинской сцене Василию Василько принадлежали около 30 постановок украинской и мировой классики, современных пьес. Спектакли Василько вошли в золотой фонд национального театра Украины, в первую очередь, спектакли одесского периода: «Республика на колесах» (1927г.), «Богдан Хмельницкий» А.Корнейчука (1939г.), «Наймычка» И.Карпенко-Карого (1955г.), «Земля» (1948г.) и «В воскресенье поутру зелье собирала...» (1955г.) по повестям О.Кобылянской, «Гайдамаки» по поэме Т.Шевченко в мизансценах Леся Курбаса (1961г.), «Угрюм-река» по роману В.Шишкова (1962г.) и др.
Василько с радостью передавал опыт многочисленным ученикам. В его лице новейший украинский театр имел, после Леся Курбаса, наиболее яркого режиссера-педагога.
…Корифей одесской украинской сцены ушел из жизни 18 марта 1972 года. Похоронен на 2-м христианском кладбище.
31 января 1995 года Одесскому украинскому музыкально-драматическому театру было присвоено имя выдающегося театрального деятеля XX столетия, народного артиста СССР Василия Степановича Василько.
…В конце жизни Василь Василько написал о своем Учителе, Лесе Степановиче Курбасе, пьесу «Чашка черного кофе». Это была художественная биография реформатора национального театра ХХ века, поднявшего украинские подмостки на мировой уровень. Курбас ввел украинскую сцену в общетеатральный процесс. И вот в конце 2012 года в фонды музея истории Одесского театра имени В.Василько поступила драгоценная реликвия — пьеса «Чашка черного кофе» В.Василько в читке актерами по ролям: аудиозапись, которая многие годы хранилась в личном архиве заслуженной артистки Украины Маргариты Пресич. Актриса получила эту реликвию из рук самого Василько.
Запись была сделана 2 мая 1971 года на квартире Василия Степановича по улице Софиевской, дом номер 10. Удивительно, как 32 года тому назад в домашних условиях удалось сделать такую профессиональную запись, не уступающую по качеству звука современным. Автором музыкального решения был Борис Зильберглейт, заслуженный деятель искусств Украины. Звукорежиссер — Феликс Деак.
Получилась не просто читка по ролям, — тут настоящий радиоспектакль. Ансамбль составили актеры, чьи имена вошли в историю театра: народные артисты Украины Андрей Крамаренко, Иван Твердохлиб, Генрих Осташевский; заслуженные артисты Украины Наталия Ващенко, Леонид Заднипровский, Леонид Савицкий, Галина Бутовская, Владимир Бойко; артисты Юлия Разумовская (актриса, балетмейстер и жена В.С.Василько), Леонид Петренко, Виктор Круль, Григорий Пелашенко, Владислав Кобржицкий, Надежда Кайкова, одесский литературовед и театральный критик Петр Маркушевский... можно продолжать и продолжать.
В этом слаженном многоголосии особенно приятно было узнать голос заслуженной артистки Украины Станиславы Шиманской, которая читала роли нескольких героинь. У пани Стаси (так мы все называем Станиславу Михайловну) день рождения — 7 апреля, как и у Василько.
…В эфире областного «Радио на Троицкой» этот радиоспектакль прозвучал в начале нынешнего года, возродив добрую традицию «Театра у микрофона». Семь выпусков воскресной передачи подарили слушателям радость встречи с искусством театра, который начинался в горниле революционных лет, отображая дыхание времени, утверждался и мужал, и о котором мы сегодня говорим: театр Леся Курбаса. Атмосфера времени. Судьба великого Режиссера. Его любовь и семья. Его взлеты и падения. Его друзья и недруги. Его трагедия. Все это отобразил в пьесе «Чашка черного кофе» Василий Степанович Василько, ученик, единомышленник и последователь Курбаса.
В день рождения Мастера васильковцы проведут сбор у мемориальной доски В.С. Василько, установленной на фасаде Украинского театра.
Коментує мер Одеси Геннадій Труханов
В начале этого года исторический центр Одессы был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одесские архитектурные шедевры заняли важное место среди самых известных мировых объектов культурного наследия.
«Полет песни» — глобальная инициатива социализации украинских детей, вынужденных покинуть свои дома в результате вторжения России в Украину, с их сверстниками для обучения навыкам эмоционального интеллекта и грамотности.
Новости партнеров